Глава 1. Грани социальной коммуникации

Мы знаем, что труд создал человека, явился тем единственно верным средством, с помощью которого вид "homo sapiens" оказался на вершине пирамиды жизни. На протяжении веков труд совершенствовал и развивал не только и не столько мускульную силу человека, сколько силу его разума, формируя его мозг, вызывая к жизни процессы обобщения непосредственных познавательных актов, ведущих к возникновению мышления. Но труд не был единственной причиной, по которой природа сделала решительный выбор в пользу человека, выделив его так бескомпромиссно из всего многообразия животного мира. "Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг" [11].

Следует внимательно рассмотреть соотношение причин и следствий в этой важной фазе эволюции человека. Труд и речь играют роль эволюционных ускорителей, они причина, "самые главные стимулы" развития. Но сами причины суть следствия других "первородных" факторов.

Труд — целесообразная деятельность человека, осуществляя которую он воздействует на предметы природы, видоизменяя и приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей. Труд — вечное, естественное условие жизни человека. Инстинкт жизни — причина труда.

А, как и почему возникла речь? У человека не могла возникнуть потребность обращаться к самому себе. Речь — явление социальное. "Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что–то сказать друг другу" [11]. Необходимость общения, которое само по себе представляло человеку не менее важные "блага", чем собственно труд, явилась тем мощным стимулом, который предопределил формирование и развитие человеческого общества. Общество — совокупность отношений людей, вбирающая в себя все реально действовавшее и действующие ныне виды и формы коммуникации между отдельными членами общества, отдельными социальными группами: хозяйственные, политические, социальные и т.д. По существу коммуникация — это структура, среда для осуществления информационного обмена. В этом смысле речь — удивительно гибкий и эффективный инструмент. Люди создали множество типов коммуникации, обеспечивающих потребности общественной организации жизни. Зарубки на стволе дерева, звук боевого барабана, цепь костров на вершинах холмов — вот простые и , вместе с тем необходимые средства общения с собратьями, отражающие стремление человека преодолеть границы времени и пространства, расширить область своего "присутствия". Подобные примеры многочисленны. Это живопись и литература, почта и радио, театр и кино и т.п. Многие из них внесли весомый вклад в развитие истории и культуры того или иного народа или государства. Они развивались, совершенствовались и отмирали, уступая место новинкам прогресса. Однако, речь и язык являются наиболее выдающимися средствами общения людей и поныне. Исторически они взяли на себя роль цементирующего состава при постройке первых этажей социума и продолжают нести свою службу.

Речь и язык неразрывно связаны с мышлением. Процесс становления человека и общества по существу есть процесс формирования организационного мышления, мышления основанного на взаимопонимании индивидов, создающего основу для коллективного (общественного) поведения. При этом речь и язык служат средствами оформления внешней, "видимой" оболочки мышления, одновременно выступая как мощный стимул совершенствования его внутренней организации.

Интересным штрихом к "портрету" мышления наших предков являются исследования американских палеоантропологов, построивших макет ротовой полости неандертальского человека и сделавших вывод о том, что некоторые гласные звуки, например, А, И, У не были ему доступны [16]. Его речь была обеднена и согласными звуками: он мог произносить лишь звуки Д, Б, С, З, В, Ф. По-видимому, уровень мыслительной работы был адекватен его речевой выразительности. Понадобилось сотни тысяч лет, чтобы человек обрел современный облик.

На этом долгом историческом пути достаточно четко определилось соотношение ролей труда и общения. В известном смысле, упрощая можно сказать, что труд — источник материального богатства общества, общение — источник его духовного богатства. В своей основе цель всякого труда ограничена рамками современности. Но труд как деятельность людей порождает конкретные знания, опыт. Опыт отдельного человека узок, ограничен. Человеческий же опыт не ограничен текущим моментом. Благодаря процессам общения он может путешествовать в прошлое и будущее, в полной мере используя фактор преемственности. Человек контактирует со своими предками и потомками, он имеет ощущение истории и традиции. Такая способность к коммуникации сделала возможной организацию людей в чрезвычайно сложные общества и поддерживает их в состоянии непрерывного изменения. Общение — единственная доступная людям форма, дающая рост общественного сознания. Не уровень материального производства, а характер общения людей в процессе этого производства, выраженный всей системой присущей данному способу производства общественных отношений, определяет это сознание.

Итак, труд — это воздействие человека на предметы природы. А что же такое общение, или коммуникация? Этот процесс имеет свой специфический предмет, имя которому — информация.

Общение — это обмен информацией. Анализируя состав и структуру процессов, происходящих в обществе, как в целостной, взаимосвязанной системе, состоящей из ряда самостоятельных компонентов, академик  В. Г. Афанасьев пишет: "Взаимодействие компонентов целостной системы носит по своей природе характер обмена между ними веществом, энергией, информацией" [2].

Материальные обменные процессы — вещественный и энергетический изучены достаточно хорошо. Во-первых, потому что человек начал ими заниматься со "дня рождения". Если считать условно, что его жизненный путь составляет к настоящему времени 100 лет, то из них первые 99 лет он был занят обработкой материальных объектов. Лишь год назад он приступил к обработке и практическому использованию информационных образов (рисунки на камне, кости и др.).

Во-вторых — материальные объекты осязаемы, измеримы, допускают применение точных количественных оценок. Их движение легко контролируемо. Информация — нематериальная категория. Установление и изучение закономерностей, условий и правил информационного обмена — актуальная задача современных исследований. Поэтому, несмотря на ту значительную роль, которую играл и играет информационный обмен в жизни общества он стал объектом пристального внимания ученых и специалистов лишь во второй половине ХХ века. Именно в этот период начинают складываться научные основы информатики, как реакция общества на возникшие перед ним проблемы: к таким ходовым понятиям как ресурсный и энергетический кризис добавилось понятие информационного кризиса.

Тысячелетиями складывавшееся и неизменно подтверждаемое практикой представление о рациональности философии "накопления знаний" вдруг поколебалось. Высокие темпы прироста суммы человеческих знаний, ранее воспринимавшиеся как абсолютное благо, все чаще стали осознаваться в сопоставлении затраты — результат. Начиная с ХVII века в обществе возник и стал быстро развиваться механизм производства новых знаний, именуемый наукой. Корпус служителей науки, ученых, писателей едва заметный, к концу ХVII века вырос по ориентировочным данным до 1000 человек. Немного конечно. Однако к 1850 г. он был уже в 10 раз больше, а к 1900 году достиг 100000 человек [15]. Этот темп десятикратного увеличения за 50 лет продолжает сохраняться: к 1950 году в мире насчитывалось уже 1 млн. ученых. Нет причин способных препятствовать его росту к 2000 году до величины в 10 млн. человек. Вместе с тем рост расходов на научные исследования возрастает пропорционально n (где n — численность ученых), а продуктивность труда людей науки лишь в раз. Иными словами, на протяжении жизни одного поколения (50 лет) эффективность научной деятельности снижается в 3 раза!

Наука лишь один из социальных институтов, стимулирующих процессы информационных обменов в обществе. По причине своей относительной молодости, ей около 300 лет, она вся "на виду". Человеческая же практика и опыт уходят корнями в глубь веков. Он дошел до наших дней в виде ярких, запоминающихся, легко передаваемых в устной речи, мифах, сказаниях, заветах, приметах, песнях и др. В древние времена человек не обладал иными приемами передачи информации в будущее. Над каждым таким посланием трудилось не одно поколение. Исчезло авторство, уступая место народной мудрости. Неслучайно во многих племенах и общинах древности царила геронтократия — культ старейшин, чья память хранила собирательный опыт прежних поколений.

Период устного творчества и безраздельного господства речи как средства информационного обмена устанавливает границы своеобразного "раннего века" информатики, эпохи формирования фундамента человеческой цивилизации и культуры. Крупнейшие по значению революционные преобразования в технологии информационного обмена последовали с изобретением и развитием письменности.

Письменность позволила человеку ввести в обращение документ — неодушевленный носитель информации. Это принципиально изменило характер общения. Оно перестало зависеть от межличностного контакта; возросла многократно среда восприятия, т. е. расширился тот круг людей, который располагал возможностью доступа к содержащейся в документе информации; повысилась надежность передачи информации без искажений смысла и на дальние расстояния; появилась реальная основа для хранения и накопления информации, она приобрела способность путешествовать во времени без непосредственного участия человека. Письменность расширила панораму событий, фактов, размышлений которые оказались включенными в процессы информационного обмена. Отныне его активным участником мог стать всякий грамотный. Авторитет мудрости, таланта сказителя, сословные привилегии жреца утратили роль обязательных атрибутов, составляющих "паспорт" информационного работника устной фазы информатики. Профессионализм летописца и переписчика открыл новую эру в информатике — "бумажную", как назвал ее академик В.М. Глушков.

Письменность интереснейший продукт коммуникации и, одновременно, фактор ее развития. Человек испробовал различные виды письменности, прежде чем пришел к фонетическому письму. Ранний опыт письма связан с использованием пиктографии — рисунчатого письма. В таком письме предметы, события и действия изображались условными рисунками на коже, коре, камне, дереве и т.п. Особенное распространение пиктография получила у племен индейцев Северной Америки. Более совершенная система письма — идеография, основывалась на применении идеограмм, т.е. письменных знаков, обозначающих целые слова или понятия. Иероглифическая письменность Китая, Египта и др. относится к этому типу. Математические цифры и знаки, которые мы усваиваем в школе — ни что иное, как элементы идеографической письменности.

Важнейшим достижением человечества было создание фонетического письма. В нем каждый звук изображается особым символом, поэтому фонетическое письмо является совпадающей формой языка в письме и в устной речи. Удобство и преимущества такого совпадения для развития процессов общения нельзя переоценить. Однако для нас важно подчеркнуть, что в тех социально–исторических общностях, где с большей свободой развертывались процессы коммуникации, отмечался и более высокий темп общественного прогресса. Страны и народы не принявшие фонетической символики оказались обреченными на историческую отсталость.

"Бумажная" эра информатики богата многими великими изобретениями, но самым великим из них является изобретение типографского станка. Во второй половине ХV века Иоганн Гуттенберг основал в г. Майнце первую в мире типографию. Немецкий физик и математик ХVIII века Г. Лихтенберг так оценил социальное значение этого события: "Больше чем золото, мир изменил свинец. И больше чем свинец в ружье, свинец в наборной кассе" [20].

С появлением книги информационный обмен приобрел новые качества. В него включились широкие слои общества, его характер стал массовым. Этому способствовало и резкое снижение затрат на изготовление и распространение печатной продукции. На ее страницах как в зеркале находили отражение все грани общественной жизни. Превратившись из "бумажной" в "книжную" информатика стала способной претендовать на рентабельность. Наука и культура обязаны книге своим современным обликом. Книга вошла в каждый дом и сопровождает человека с детских лет до конца жизни. Победное шествие информатики в "книжном переплете" длилось вплоть до середины века, т.е. около 500 лет.

Информационный кризис 60–х годов омрачил картину. Профессионалы информационного обмена — информационные работники (ученые и специалисты), а за ними и широкие круги мировой общественности, вдруг ощутили себя в положении пассажиров лодки, выгребающей на веслах против все усиливающегося течения: каждый метр продвижения дастся команде гребцов все большим трудом. Ощущение этого возникло действительно внезапно, что породило такие экспрессивные выражения для описания ситуации как "информационный взрыв", "бумажный шквал", "информационный кризис" и др. В следующем параграфе мы обобщим более подробно содержание этого явления, его причины и следствия. Пока же отметим, что проблема эффективной организации информационного обмена поначалу чисто отраслевая вдруг выросла до масштабов крупной социальной проблемы. Ее острота усиливалась тем обстоятельством, что темп нарастания характерных противоречий превосходил ожидаемые возможности инструментария, создаваемого людьми для решения проблемы. В развитии теории и практики информационного обмена обозначился краткий период (конец 60–х начало 70–х) в рамках которого произошло общественное осмысление проблемы и некоторая весьма заметная перегруппировка производительных сил. Так было всегда, когда общественная практика сталкивалась с трудными задачами. Диалектическую связь науки и практики, их взаимовлияние отмечал Ф. Энгельс: "Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов" [13]. Действительно, на протяжении какого–то десятка лет произошла полная инвентаризация и переоценка тех средств информационной науки и практики, которые могли способствовать решению проблемы "информационного кризиса". В процессе этой работы определилось стратегическое направление новой информационной технологии — компьютеризация информационного обмена.

Если взглянуть "издалека" на процессы развития информационной техники и технологии с одной стороны и вычислительной техники с другой мы, прежде всего, убедимся что они различаются по "возрасту" примерно так как возраст человечества и возраст отдельного человека. Компьютер появился на свет лишь в ХХ столетии. Изначально он создавался и развивался как вычислительный инструмент, а к середине 60–х годов уже представлял собой мощное средство обработки числовой и символьной информации. Однако, несмотря на поразительные достижения в области создания вычислительной техники и ее применение в различных отраслях народного хозяйства было рано говорить о социально–значимом масштабе ее использования в сфере информационного обмена. Она была еще малочисленной, громоздкой, сложной в эксплуатации, дорогой и слишком "вычислительной". Поэтому извечный критерий общественной целесообразности — соотношение затраты–результат в попытках широкого применения компьютера в процессах автоматизации информационного обмена исчислялся не в его пользу.

Революционный прорыв в компьютерной технологии произошел в 1971 году, когда был изобретен микропроцессор. Появление микропроцессора сделало возможным действительное и широкое использование ЭВМ в осуществлении процессов информационного обмена, сняв проблему "информационного кризиса" 70–х годов. Микропроцессор стал основным элементом ЭВМ различного назначения, тем кирпичиком, из которого можно было создавать в условиях массового производства простые в обращении, дешевые и "интеллектуальные" (в отличие от сугубо вычислительных) ЭВМ. Благодаря изобретению микропроцессора компьютер стал символом новой эры информатики — эры компьютерной информационной технологии. Удивительно удачно пересеклись ритмы тысячелетий информационного обмена и стремительного развертывания в третьей четверти нашего века компьютерной техники и технологии в точке 1970 года как будто бы только для того, чтобы информатика могла ощутить себя как единство информационной науки и практики и компьютерной материально–технической основы.

Введение
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
Глава 4.
Глава 5.
ЛИТЕРАТУРА
Дубровский Е.Н.
Информационно-обменные процессы - факторы социального развития
Последняя редакция 1999 г.
©Дубровский Е.Н.
назад следующая
Hosted by uCoz