Глава 4. Технологическая основа информационно-обменных процессов

Информационный обмен в обществе существует наряду с материально–энергетическими обменными процессами, которые составляют "рабочее тело" системы общественного производства. Поэтому, когда мы говорим, что материальное производство — основа существования, жизненная необходимость функционирования общества это не требует доказательств. Чтобы жить, человек должен питаться, а для этого он должен производить продукты питания и т.п. Но человек живет не для того, чтобы только питаться. Питание всего лишь необходимое условие жизни. Уникальность человека как формы живой материи — в его одаренности сознанием, стимулом духовного развития. Человеческое общество так же одарено общественным сознанием, которое является естественным по природе, но выделяющимся на фоне всех остальных природных факторов развития. Поскольку люди изобрели язык и систему организованного мышления, эволюцию социальных организаций уже нельзя считать подчиняющейся случаю. Целенаправленность, знания и воля ведут общество по пути прогресса. В этом смысле процессы информационного обмена в обществе приобретают большее значение, чем процессы материально–энергетического обмена. Такое утверждение трудно принять без оговорок. Действительно все виды информационных процессов являются формой отражения реально протекающих в природе материальных процессов: сообщения в газете, сводки о выполнении плана производства, текст патентного формуляра, расписание движения поездов и т.п. Cтало быть материя первична, а информация вторична. До поры до времени такая концепция не требует уточнений, да она по сути верна. Но все дело как раз в уточнении.

Обратимся к рис.5, на котором дано некоторое условное изображение процессов общественного производства и информационного обмена в их взаимодействии. В описании этого взаимодействия намеренно использованы некоторые упрощения. Так, например, подчеркивается разделение труда на физический и интеллектуальный и др., хотя в действительности картина гораздо сложнее. Осуществление цикла материального производства (расширенного воспроизводства, например) достигается соединением материальной и социальной компонент — предметов и средств труда с одной стороны и целесообразной деятельности людей, т.е. самого труда. Органичной частью этого цикла является фаза распределения созданных материальных благ, которая переходит затем в фазу потребления. При этом лишь часть произведенного продукта направляется на потребление для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества, а другая его часть идет на т.н. призводственное и непроизводственное накопление. Удовлетворение материальных потребностей позволяет трудящемуся непрерывно восстанавливать способность к физическому труду для осуществления следующего цикла производства. Производственное накопление позволяет восстанавливать материальную компоненту труда. Важно выделить роль таких составляющих распределяемого материального продукта как накопление и та его часть, которая идет на удовлетворение духовных потребностей членов общества. В основном, именно за счет этих средств формируется инфраструктура информационного обмена и создаются средства связи и коммуникации, учреждения науки и культуры, образования и повышения квалификации и т.п. Воздействие материальных потоков идущих по этим каналам, создает материально–техническое обеспечение процессов информационного обмена. В частности, некоторая доля этих средств идет на прямое восстановление способности к интеллектуальному труду (оплата труда) работников информационного профиля — ученых и специалистов.

Процессы информационного обмена связаны в аналогичную процессам материального производства структуру. Производство новых знаний достигается соединением информационного потенциала общества, т.е. той части его совокупного опыта, знаний, культуры, которая допускает непосредственное использование, с собственно интеллектуальной деятельностью людей в сфере исследовательской и творческой работы. Новые знания, как правило, нужны не в том виде в каком они получены, не в тот момент, когда они появились на свет, и не в том месте, где они получены. Поэтому в числе этапов информационного обмена мы выделяем три соответствующих фазы: обработки, хранения и распределения знаний. Это позволит в дальнейшем поговорить о специфике каждой из них. В информационном обмене переход от фазы распределения к фазе потребления не связан с необходимостью разделения объема полученных новых знаний. Они во всем своем объеме могут быть направлены в копилку совокупного человеческого опыта, знаний, культуры и, одновременно, усилить информационный потенциал, инициирующий информационный обмен. С развитием науки и "включением научной деятельности в сферу экономики уже нельзя лишь вещественным (материальным — прим.автора) аспектом труда, необходимо учитывать и его информационный аспект" [21]. Информационный обмен становится не только отображением процессов материального производства, но и его полноправной частью, причем, частью, активно влияющей на содержание и характер самого материального производства, повышая уровень его “ интеллектуальности” и технолгического совершенства.

Что же получает общество в целом от взаимодействия двух обменных процессов — материального и информационного? Материально — энергетические процессы обеспечивают уровень жизни, выраженный в абсолютных и относительных показателях производства, накопления и потребления. Процессы информационного обмена создают не только и не столько основу для наблюдения за движением материально–энергетических реалий, сколько являются необходимой формой существования и движения общественной мысли, формой развития общественного сознания, общественной культуры. Таким образом "траектория" развития общества формируется как сумма двух слагаемых, причем роль второго постоянно возрастает.

Рассмотрим более подробно содержание отдельных этапов информационного обмена, выделив при этом ключевые проблемы, имеющие "информационную" специфику, от решения которых зависит эффективность процессов, реализуемых на данном этапе. Этапы и процессы информационной технологии приведены на рис.6.

На чрезвычайно ответственном первом этапе — этапе производства знаний особенности деятельности людей интеллектуального труда связаны с осуществлением двух принципиально различных, но тесно связанных процессов. Это процессы творчества и процессы исследования. Их различие проявляется в особенности конечного продукта труда. В одном случае — это создание новых знаний — изобретение того, чего еще не было в природе (скажем того же велосипеда). В другом случае это открытие, "проникновение в тайну" явлений, событий установление их взаимосвязи, раскрытие закономерностей. Эти явления существовали объективно, но до поры не были раскрыты, были "вещью в себе".

Работать в области творчества и исследований могут, как мы отметили, люди с достаточно хорошей предварительной подготовкой — профессионалы интеллектуального труда. Поэтому необходимой составной частью этапа производства знаний следует считать процесс подготовки кадров — образование. В каждом из трех перечисленных направлений сложилась своя структура, технология, специфика, существуют свои актуальные проблемы.

Так, в частности, одной из острых актуальных проблем повышения эффективности творческого процесса является освобождение творческого работника от необходимости выполнения большого объема нетворческой, рутинной деятельности. Ученый, разрабатывающий научную проблему и располагающий доступом к необходимому информационному потенциалу должен творчески осмыслить (переработать) определенный объем информации. Чтобы этот "объем" материализовался в виде книг, статей, отчетов, справочников и т.д. на его рабочем столе необходимо:

  • просмотреть библиотечные каталоги или полки, реферативные журналы, труды конференций и симпозиумов, справочные бюллетени о патентах и изобретениях, экспресс — информацию по теме исследований и т.п.;
  • выбрать из массы просмотренного материала, ту часть, которая нужна для углубленного ознакомления;
  • заказать, взять, добыть, изготовить ксерокопии необходимых документов, содержащих нужную информацию;
  • провести ряд бесед с коллегами, принять участие в дискуссиях и обсуждениях и т.п.

Все это — подготовительная работа, подбор информации для обеспечения основной творческой составляющей научной работы. Подсчитано, что около 30% своего времени творческий работник тратит на такую подготовку, чисто рутинную по характеру. Если же учесть, что процесс доведения научной идеи до практического воплощения в производстве на этом не закончен, что еще предстоит "оснастить" научный результат дополнительным информационно–справочным материалом в процессе технологической подготовки производства, то станет ясно, что цифра 30%– существенно занижена. Так, по данным академика К.В. Фролова , в машиностроении, при создании новых образцов техники 90% времени, затрачиваемого на проектирование, идет на поиски информации, выполнение стандартных расчетов, оформление результатов и т.д... лишь 10% на творческие операции [10]. Такое соотношение свидетельствует о значительном потенциальном резерве роста производительности интеллектуального труда. Задача специалистов — организаторов информационного обмена найти пути мобилизации этого резерва.

В области исследовательской деятельности, в ряду многих сопровождающих ее проблем выделяется одна, тесно связанная с информационной спецификой наиболее сложных и вместе с тем перспективных направлений исследований. Суть ее в том, что достигнутый уровень производительных сил науки, выражающийся в высокой профессиональной квалификации ученых и освоении людьми коллективных форм организации и ведения научных исследований, позволил научным коллективам подойти к постановке таких жизненно важных для общества задач, которые при своей принципиальной разрешимости не могут успешно решаться в силу присущих людям физических ограничений по обработке громадного количества первичной информации. Так, например, суммарный годовой объем информации, получаемый полевыми геофизическими отрядами, ведущими сейсмическую разведку нефти и газа, составляет астрономическую цифру — 1015 бит [10] (бит — единица информации). Если бы эта информация была перенесена на бумажный носитель, то расстояние, которое перекрыла бы "стопка" книг, содержащая ее, луч света преодолел бы за 400 миллионов лет! Во многих областях практической деятельности проблема полного, всестороннего охвата информационного поля исследования становится все острее. В энергетике — расчет и долгосрочное прогнозирование атомных и термоядерных реакторов; в космической технике — расчет траекторий летательных аппаратов и их прочностных характеристик; в химии — расчет исследование процессов тепло– и массопереноса с целью интенсификации химической технологии; в биотехнологии — оптимизация освещения и подачи питательных веществ и ферментов в биореактор для стимулирования роста биопродукта и т.п. Исследователю необходимы принципиально новые средства обработки данных, позволяющие преодолеть барьер физических возможностей человека.

В сфере образования так же возникают проблемы в связи со снижением его общей эффективности. Частично мы затронули их, обсуждая симптомы информационного кризиса. Раньше образование было привилегией, теперь оно доступно каждому, а на начальных своих стадиях даже является всеобщим. Общими для педагогов, учителей, преподавателей являются вопросы: "Чему учить и как учить" своих питомцев. Система знаний, которая формируется у выпускников вуза в процессе обучения, есть всего лишь некоторый начальный капитал. Беда в том, что собирать его приходится долго — пятнадцать лет, а утрачивает он свою ценность очень быстро. В литературе встречается такой термин — период "полураспада компетентности" или "полустарения", т.е. время за которое специальные знания на 50% устаревают. Так для математика он равен 10,5 лет, для ботаника 10 лет, для инженера 5 лет, для физика 4,6 года, для медика, биолога, металлурга менее 4 лет [8]. Выход один — изыскание новых способов и форм первоначальной "загрузки" систем знаний будущему молодому специалисту, а так же систематической "подкачки", обновления этих знаний.

Второй этап информационной технологии — обработка знаний. На этом этапе первичная информация преобразуется в удобную для последующего хранения и использования формы. Делается это с помощью ряда процедур: формализации знаний, их систематизации, сжатия и компактизации, кодирования. О формализации и систематизации знаний мы уже говорили выше.

При сжатии информации целью обработки является уменьшение ее физического объема (числа знаков, графических элементов изображения) при сохранении ее ценностного смыслового значения. Это отнюдь не простое масштабное уменьшение, а логическое преобразование. Существует множество приемов сжатия или компактизации информации. В период устной фазы информатики народное творчество, фольклор было одно из естественных форм осуществления операции сжатия. Былины, песни, сказки, мифы, легенды — это не только художественное произведение. Это информационный заряд, передаваемый в будущее. Яркая образность, простота и внутренняя логичность сюжета и фабулы, лаконичность изложения и предельно четко выраженная ситуация добра, зла, благородства, подлости и т.п. — все это мощные средства художественной выразительности использованы для того, чтобы "послание" потомкам не затерялось в дороге, не утратило своей ценности, благодаря информационной весомости каждого слова, отсутствию словесного балласта. Так родилась поговорка "из песни слов не выбросишь". Сами поговорки, приметы, басни — квинтэссенция народной мудрости, удивительно легко, естественно как–то само–собой входят в память. Упоминавшаяся нами деловая проза — "канцелярит" так же представляет собой форму и способ сжатия информации. Используя упрощенные литературные формы и ограниченную семантику, она позволяет участникам информационного обмена обходиться минимально–необходимыми объемами информации в процессе общения. Всевозможные словари, классификаторы, справочники, реферативные журналы, аннотированные указатели, сборники тезисов докладов, конференций и симпозиумов и т. п. — это примеры практического воплощения идеи сжатия первичной информации с сохранением целостного ядра.

Следует особо упомянуть такой важный процесс на стадии обработки, как кодирование информации. Суть кодирования — перевод информации изложенной в одном языке в ее аутентичное изложение в другом языке. Обратная операция называется декодированием. Подобное широкое толкование охватывает, например, все виды деятельности по переводу речи и текста с одного естественного языка на другой. На практике, в процессах информационного обмена происходит фактическое сужение понятия: кодирование представляет собой процесс преобразования информации изложенной в одном алфавите в ее эквивалент, изложенный в другом алфавите. Такое уточнение исключает употребление в процессе кодирования грамматических средств языка и его внутренней семантики, разрешая в качестве допустимой операции лишь преобразование "знак(и) — знак(и)" и употребление синтаксических правил. Это значительно повышает общую надежность процесса кодирование–декодирование.

Кодирование применяется в различных целях:

  • для придания информации вида удобного для последующего хранения; — для учета требований, налагаемых процессом передачи информации;
  • для контроля за процессом использования информации (защита от несанкционированного доступа);
  • для повышения уровня технологичности процессов информационного обмена.

Так, например, в традиционной библиотечной практике для эффективной организации библиотечного фонда часто создают классификационные системы, с помощью которых достигается группировка фонда по классам. Для этого сначала анализируется предметное содержание и составляется нормативный список наименований классов ( терминов индексирования). Структура списка может быть различной (алфавитная последовательность, иерархия, систематическая организация). Каждому элементу списка присваивается кодовое обозначение, которое служит кратким символом термина и отображает логическую структуру принятой классификации. Оно может быть цифровым, буквенным, буквенно–цифровым. В пределах одной классификационной рубрики книги могут получить индивидуальный порядковый номер, который в сочетании с кодом рубрики составит уникальный код книги. Книга может быть востребована из фонда читателем, но благодаря уникальности своего кода она вновь займет принадлежащее ей место на полке.

В 1938 году американский изобретатель С. Морзе предложил свою азбуку (код Морзе) — яркий пример использования идеи кодирования информации по телеграфному каналу связи. В ней оказались воплощенными два важных свойства, удачно согласующиеся с особенностями телеграфии того времени: минимальный алфавит (точка, тире) и учет фонетических свойств естественного языка, на котором сформулировано сообщение–оригинал. Простота используемого алфавита обеспечивала надежность передачи информации без потерь и искажений, а анализ частоты встречаемости в языковых текстах тех или иных букв позволил использовать наиболее простые и короткие кодовые комбинации для часто встречающихся букв и, тем самым, свести к минимуму длину закодированного текста.

В тех случаях, когда заранее принято ограничить круг лиц, организаций, имеющих право доступа к той или иной информации целесообразно ее закодировать таким образом, чтобы обратная операция — декодирование — не могла осуществляться бесконтрольно. Арсенал криптографии (тайнописи) чрезвычайно богат и "пляшущие человечки" из рассказа А. Конан–Дойля лишь скромный пример на эту тему.

В целом ряде случаев кодирование оправдано тем влиянием, которое оно оказывает на повышение технологичности информационного обмена в достаточно широких социальных масштабах. Так, например, язык математики (метод, понятие, символика) наднационален и те структуры знаний, которые могут быть выражены на этом языке легко и быстро преодолевают национальные границы. Примером также может служить применение в системе связи почтовых индексов отделений связи для более быстрой и точной доставки корреспонденций адресату. В радиосвязи используется т.н. принцип частотной модуляции передаваемого сигнала, который отличается от принципа т.н. амплитудной модуляции. Кодирование радиосигнала по этому принципу позволяет улучшить качество передаваемого сигнала за счет снижения помех, как на линии передачи, так и в процессе его приема и декодирования.

На этапе хранения информации реализуются такие процессы информационного обмена как фиксация информации на соответствующем носителе, масштабное уменьшение (уплотнение), периодическая ревальвация (переоценка), обеспечение эффективного доступа.

В период устной фазы информатики носителем информации был сам человек, его память. Фаза письменности дала глиняную табличку, берестяную кору, пергамент и, наконец, бумагу. Книга, фотопленка, магнитная лента, оптические диски — вот типичные носители информации в наше время. Фиксация громадного объема знаний на носителях информации привела к необходимости создавать специальные хранилища — архивы и библиотеки. Уже в древности они впечатляли людей своими размерами. У Ашурбанипала, ассирийского царя (середина VII в. до н.э.) в библиотеке хранилось свыше 30 тысяч клинописных плиток. Фонд знаменитой Александрийской библиотеки содержал около 700 тысяч томов. Крупные современные библиотеки насчитывают сотни миллионов единиц хранения! Острая технологическая проблема состоит в том, что бумажный носитель информации перестает отвечать требованиям жизни. В середине 1980–х годов ежегодное пополнение фонда Всесоюзной Государственной библиотеки им. В.И. Ленина увеличивало длину полок книгохранилища на 15 км. Необходимо изыскивать новые технологические приемы фиксации знаний. Один из них уже получил широкое распространение. Это микрофильмирование, изготовление микрофотокопий с текстового или графического оригинала. Микрофильм используется не только как средство масштабного уменьшения информации и ее длительного хранения, но и как высокоэффективное средство для выполнения информационных и библиотечных работ. Удобными в работе оказываются т.н. диамикрокарты, или микрофиши. Один из возможных конструктивных вариантов исполнения идеи таков: носитель информации — микрофиша имеет формат в четверть книжного листа (примерно 100х150 мм). На ней может быть размещено 100–350 страниц текста. Микрофиша помещается в специальный держатель между двумя прозрачными пленками для защиты от повреждений. 30 микрофиш собираются в кассету в которой таким образом содержится 10 000 страниц текста —библиотека в 20–30 книг. Кассеты могут быть вставлены в магазин автоматизированного хранилища, которое позволяет расширить объем хранимой информации до 140 000 страниц. Кратность уменьшения, достигаемая в микрофильмировании, колеблется от 7 до 150, что позволяет сократить объемы и площади хранения информационных документов на 90–95%. Накапливающиеся горы информации, составленные бумажными штабелями, в значительной своей части становятся со временем хламом, т.к. информация подвержена старению. Чтобы хранилище содержалось в порядке, его нужно постоянно очищать от завалов устаревшей информации. Необходимость этой работы не была столь очевидной несколько десятилетий назад. Теперь объемы документации, подлежащей уничтожению таковы, что для этой цели выпускается специальное оборудование. Однако реальная проблема не в том, чтобы изъять из информационного обмена документ с утратившей ценность информацией и уничтожить его. Проблема состоит во–первых в том, что не так просто определить, какая информация сохранила ценность, а какая ее утратила, а во–вторых в том, что такому критическому просмотру должна подвергнуться значительная часть информационного фонда хранилища. Поэтому выбирая ту или иную систему или структуру хранения знаний, полезно руководствоваться некоторыми общими соображениями на этот счет. Ведь знания знаниям рознь. Одни, отражающие фундаментальные понятия, законы, связи не меняются или меняются медленно. Другие же утрачивают свою реальную практическую ценность довольно быстро. Так, например, для врача, обследующего пациента и читающего его историю болезни важно, что, скажем, 10 лет назад он перенес скарлатину, но почти наверняка уже не имеет значения характер изменения температуры тела в период этого заболевания. То обстоятельство, что Земля — одна из планет солнечной системы — элемент фундаментального знания, необходимого широкому кругу людей, однако солнечным или пасмурным был в Москве первый день ХХ века люди уже забыли и едва–ли ощущают потребность вспомнить. Точно также данные о численности и вооружении армий противника имеют для военноначальника стратегическое значение на достаточно длительный период по сравнению с данными о расположении его подвижных группировок в прифронтовой зоне, которые требуют ежесуточного обновления. Значит, структура хранилища знаний должна предусматривать возможность их разделения на группы по признаку "темпа старения" с целью рационализации работы по изъятию данных, утративших ценность. В первую очередь и с большей интенсивностью должны пересматриваться сведения с близкой временной границей актуальности (важности на сегодня). При этом возникает вопрос: как поступать с высвободившимся местом в нашем хранилище, когда занимавшие его место сведения оказались изъяты? Ответ мы находим всегда, когда речь идет о небольших хранилищах знаний таких, например, как домашняя библиотека. Но, когда объемы хранимых знаний (документов) велики, то здесь нужно продумать всю систему организации хранения, включая и процедуры очистки, пополнения и уплотнения хранимых данных. При этом главной задачей является не только и не столько рациональное использование объемов и площадей хранилища, а обеспечение надежного и удобного доступа к накопленной в нем информации.

Так, мы подходим к следующему этапу информационного обмена — к распределению информации. Круг специфически–информационных проблем, возникающих на этом этапе, связан со специализацией информационных потоков, многообразием форм обменных процессов, совершенствованием их физических характеристик. Стихийно складывающийся в обществе процесс информационного обмена, являясь отражением материально–энергетических процессов, сказался естественным образом специализированным в соответствии с разделением труда в сфере общественного производства. В нем сложились, все более наполняясь специфическим содержанием, каналы общения, охватывающие обособленные сферы человеческих знаний.

Подобная содержательная специализация информационного обмена привела к выделению научно–технической, экономической, социальной, политической информации и образованию организационной и материально–технической основы функционирования соответствующих каналов. Информация, циркулирующая по этим каналам, обладала рядом таких важных признаков как:

  • однородность первичных источников;
  • выраженность прагматического аспекта;
  • взаимная сопоставимость передаваемых знаний.

Так, например, первичными источниками научно–технической информации (НТИ) являются ученые, инженеры, специалисты, т.е. тот социальный контингент, который осуществляет процесс творчества, создавая новые знания и делая открытия в мире науки и техники. Представления об особенностях творческого процесса, условиях интеллектуального труда, формах фиксации его результатов и путях их возможного использования позволяет рационально, научно–обоснованно подходить к организации самого информационного обмена в этой области. Выраженность прагматического аспекта проявляется в том, что наибольшая практическая применимость, полезность информации достигается, как правило, в той области деятельности на которую она ориентирована своей спецификой. Так, НТИ ориентирована на инженеров, изобретателей, ученых, организаторов производства. Это не означает, что ей не могут пользоваться экономисты и социологи. Но все же основной круг потребителя НТИ — люди, чья деятельность посвящена строительству и эксплуатации моста наука–производство. Аналогично, в отношении экономической информации: ее основными получателями являются организаторы производства, экономисты, управленцы, работники плановых органов, статистических служб и т.д. Учет особенностей деятельности того или иного круга потребителей, стоящих перед ними задач, своеобразного ритма их работы позволяет ставить и решать задачу отыскания адекватных форм их информационного обслуживания.

Важное свойство информации специализированной по содержательному признаку является свойство сопоставимости передаваемых сведений. Основой такой сопоставимости может быть уже упоминавшаяся систематизация или классификация данной предметной области знаний. Сопоставимость достигается применением общей системы понятий, средств их описания, языковых форм, типичностью логических конструкций, унификацией средств выражения (методологии изложения) и т.д. Эффективности процесса распределения информации зависит от адекватности той или иной его формы цели конкретного распределительного процесса. Среди многообразия форм распространения информации выделим такие, как: массовая, селективная, по запросу. Необыкновенно велико влияние потока данных, фактов, знаний распространяемых с помощью средств массовой информации. Не случайно лозунг "Свобода печати" является одним из популярных лозунгов различных социально–политических движений. Пресса не только информатор о текущих событиях, она формирует общественное сознание. Ее влияние динамично. Будучи приведенными в действие, средства массовой информации порождают в социальной среде своего рода информационную волну, которая прокатывается со скоростью, зависящей от оперативности примененных средств и масштаба применения. Так, если за условный индекс оперативности принять радио–вещание — наиболее быстрый способ информирования широких слоев населения, то газета получит индекс 3, журнал — 120, книга — 360 [8].

Средства массовой информации предназначены для широкого распространения универсальной, социально–значимой информации. Вместе с тем люди нуждаются и в специальной информации, содержание которой связано с профилем их работы, профессиональным интересом. Поначалу такая информационная потребность частично удовлетворялась добровольной деятельностью квалифицированных энтузиастов–библиотекарей, которые изучая круг интересов своих постоянных клиентов могли подобрать последние из новых поступлений, или помочь найти в существующем фонде нужную литературу. Однако, с ростом физических объемов библиотечной работы, ее усложнением и интенсификацией пришлось думать о постановке этого вида обслуживания на солидную организационную основу. Возникла новая форма — селективное (или избирательное) распространение информации. Суть этой формы в том, что в рамках какой–либо хозяйственной, политической, социальной структуры (организации) создаются службы, занятые направлением новой информации, получаемой из любых источников в те группы или тем лицам, где вероятность ее использования для текущей работы или заинтересованность в ней наиболее высока. Такие службы часто заняты также созданием локальных справочно–информационных фондов для создания условий ретроспективного просмотра аккумулируемых в них знаний.

Определенная доля распределительных процессов информационного обмена реализуется в форме "ответов на запросы". В Государственной системе научно–технической информации, например, определены тематические границы и органы службы НТИ, принадлежащие соответствующим министерствам и ведомствам, которые обязаны комплектовать центральные отраслевые справочно–информационные фонды (СИФ) в пределах этих тематических границ и отвечать на поступившие к ним запросы.

Завершающий этап информационного обмена — потребление знаний. Актуальными проблемами этапа потребления знаний являются: формирование среды и условий потребления; создание механизмов потребления; разработка и обеспечение регламента доступа к знаниям.

Человек быстро привыкает к комфорту: тепло, свет, хорошая пища, свежий воздух — это составляющие наших общих представлений о т.н. физиологическом комфорте. Когда же мы задумываемся над тем, какими должны быть оптимальные условия для потребления информации уместно использовать понятие психофизиологического комфорта. Прием и усвоение знаний отдельным человеком процесс психофизиологический, в котором психика, как форма отражения объективной реальности является ведущей составляющей. Индивидуальное восприятие информации не единственная форма использования, потребления знаний. Можно говорить о коллективном, общественном потреблении знаний. В этих случаях речь идет о социо–психических формах отражения явлений действительности, воплощающихся в интересах и представлениях различных групп, классов, наций, общества в целом. На всех уровнях использования знаний среда, которая окружает, обеспечивает, стимулирует процесс их потребления, может способствовать или препятствовать проявлению ощущений, актов восприятия, представления, мышления — основных психических процессов, участвующих в приеме информации.

Самой первой сценой, где они разворачиваются вместе с развитием человека, является семья. Культура общения в семье — основа воспитательного процесса, ключ к формированию личности. Известно, что дети в возрасте от "двух до пяти" активно обучается языку. Если в этом возрасте ребенок изолирован от процессов устного, речевого информационного обмена, он лишается способности говорить. Критический возраст, после которого нельзя уже обучаться языку запрограммирован генетически! Необходима среда людей, которые говорят с ребенком, отвечают на те четыреста вопросов в день, которые задает им четырехлетний малыш. Вместе с тем, при нарушении естественных для человека условий информационного окружения, возникает отклонения и в функциональном развитии его головного мозга. В.В. Иванов [9] описывает случай, когда у американского мальчика этого возраста заметили странную особенность. Он ничего не говорил, но зато начал писать названия телевизионных программ и тексты коммерческих реклам. Родители, уходя на работу, оставляли его играть в манеже перед включенным телевизором. Информационная насыщенность телепередач очень высока и это "шквал" зрительных образов и письменных текстов подавил инстинктивное стремление к развитию речи.

Школа в ее обобщенном смысле — вторая сцена. Специфический информационный процесс — обучение является здесь самоцелью. К качественным характеристикам этого процесса относятся: схематизация знаний и упрощение их внутренней структуры, постепенность в продвижении от простого к сложному; создание стимулирующих и мотивирующих факторов побуждающих к обучению; приобретение, развитие и закрепление навыков манипулирования знаниями; постоянство контроля за ходом усвоения знаний; методическая и педагогическая основательность информационного обмена. Все они в благоприятной совокупности способствуют созданию неповторимой атмосферы "открытия мира", восхождения к вершинам знания. При неблагоприятном же сочетании школа на всю жизнь может оставить ощущение утраченных возможностей.

Наконец, наибольшего разнообразия достигает информационный обмен в сфере общественной практики. Осознанная деятельность человека всегда целенаправленна. И формулирование цели, и оценка путей и способов движения к ней , и само движение — нуждаются в информационной поддержке или, как говорят, информационном обеспечении. Мы уже отмечали, что действительные объемы информации по запросу — селективной, массовой и др. — огромны. Они "давят" на психику, создают напряженность социо–физиологического плана. У человека формируется комплекс информационной отсталости, неадекватности. Экспрессивность крылатых выражений "информационный взрыв" и "информационный кризис" подтверждает это.

Информационная среда и условия потребления информации включают такую организационно–техническую компоненту как механизмы потребления знаний. К ним относятся все учреждения системы образования, повышения квалификации, архивы, библиотеки, выставочные комплексы, учреждения Государственной системы научно–технической информации, автоматизированные системы управления отраслями, предприятиями, технологическими процессами, различные институты массовой информации и т.д. Каждое такое учреждение, осуществляет характерную для него технологию информационного обмена, которая подобно ручью вливается в его общее русло и, вместе с тем имеет свою собственную структуру. Совокупность простых механизмов при наличии организационных, технических, функциональных взаимосвязей образует более сложные. Так, например, в системе библиотечного обслуживания научно–технической литературой получила широкое распространение практика составления бюллетеней сигнальной информации и реферативных журналов. Их содержание строится на базе библиографических описаний научных документов. Библиографическое описание пример одного из простых, но очень важных механизмов информационного обмена. Это и процесс и результат составления по определенным правилам перечня сведений о каком–либо документе, который идентифицирует этот документ и позволяет находить его среди множества других. В этом процессе научный документ как совокупность логически целого текста, подвергается анализу. Объектом анализа при этом является не содержание текста, а его внешние опознавательные признаки. Анализ документа ведется по строгим правилам, выработанным многовековой практикой. В результате определяется заглавие документа, имя его автора, надзаголовочные и подзаголовочные данные и другие опознавательные признаки. Без такого описания невозможно обеспечить работоспособность современной библиотечной службы. Например, одна из крупнейших в мире, библиотека Конгресса США, принимая в течение года около 1 млн. посетителей, осуществляет около 2 млн. выдач литературных источников по запросам клиентов [4], т.е. от 5 до 10 тысяч в день, а библиографическое описание является основой запроса.

Следующие по трудоемкости и сложности механизмы в научно–информационной практике — индексирование, аннотирование, реферирование. Газета и журнал — как способ доведения информации до широкого читателя так же являются сложными механизмами информационного обмена, состоящими из совокупности более простых. Различные конференции, совещания, симпозиумы и т.п. — формы массового информационного обмена, обозначающие содержание того или иного механизма общения. В мире ежегодно проводится свыше 10 тысяч одних только конференций. Под влиянием личного общения специалистов около 1/3 научных работ подвергается модификации [7]. Производственные командировки, лекции, доклады, консультации и т.п. — список мехнизмов реализации информационного обмена можно продолжить.

Вывод таков: общественная практика постоянно ставит перед специалистами в области информационной работы конкретные проблемы по повышению эффективности информационного обмена. Характер проблем и способы их конкретного разрешения (механизмы) определяются уровнем развития производительных сил и соответствующего ему круга информационных потребностей людей. Общество постоянно поддерживает и развивает так называемую инфосферу — среду и глобальный механизм накопления и введения в оборот нового знания, где бы оно не возникло, кто бы ни оказался его носителем.

Может показаться, что эту мысль надо продолжить так: "кто бы ни оказался в роли потребителя — должен иметь доступ ко всему богатству человеческого знания". Это формула демократизации информационной структуры общества. Ей необходимо дать оценку, затронув правовую сторону проблемы доступа к информации. Необходимо видеть два аспекта этой проблемы.

Первый состоит в том, что нерегламентированный, абсолютно свободный доступ к любому информационному фонду не всегда благо. "Избыточная информированность так же парализует, как и недостаток знания. Общество в каждой ячейке своей структуры имеет оптимальный баланс между стабильностью и изменчивостью, а стабильность как раз и характеризуется уровнем отказа от взаимодействия, то есть от избыточного информирования. В любом обществе эти объективные кибернетические законы имеют свое социальное выражение в виде системы правовых отношений в области инфосферы" [7].

Однако, утверждать, что общество находит упомянутый баланс, несколько преждевременно. Серьезность этого аспекта проблемы в том, что бюрократизация административно-управленческих структур общества неизбежно приводит к патологическим нарушениям социальной справедливости, заключающейся в равном праве на доступ к социально–значимой информации, которая, как и другие общественные ценности, есть общенародное достояние. Ущерб, наносимый обществу чрезмерной и неоправданной системой различных ограничений на процессы информационного обмена, выражается в снижении продуктивности творческих процессов, темпов освоения в производстве достижений науки, темпов социально–экономического роста. Более того, система "защиты секретов" в руках бюрократизированного аппарата управления"... не только не используется по своему прямому назначению, но одновременно служит средством отчуждения власти от общества, способствует постоянному воспроизводству этого отчуждения в политике, экономике, социальной сфере" [18]. Для разрешения сложившихся всевозможных государственных, ведомственных и прочих преград и барьеров на пути информационных потоков необходимо, в частности, создать полноценное законодательство по вопросам доступа к информации, в котором механизмы определения и сохранения государственной тайны органически сочетались бы с демократическими институтами общества. Демократизация информационной структуры общества — залог и предпосылка его жизнестойкости и способности к развитию.

Введение
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
Глава 4.
Глава 5.
ЛИТЕРАТУРА
Дубровский Е.Н.
Информационно-обменные процессы - факторы социального развития
Последняя редакция 1999 г.
©Дубровский Е.Н.
назад следующая
Hosted by uCoz