ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное остро проблемное в плане социальных последствий развитие процессов информатизации общества наиболее активно стимулирует, по нашему мнению, развитие проблемной области, находящейся на пересечении предметных полей таких научных направлений, как социальная информатика и социология, - именно здесь можно ожидать наиболее значимых для решения социальных проблем информатизации идей и открытий.

Необходимо, чтобы оба эти научные направления развивались во взаимодействии. Освоение проблематики социологических аспектов информатизации общества может и должно внести свой вклад в "перелом" социальных последствий информатизации в позитивную сторону, как в плане возможности осуществления адекватного социального управления на базе качественного информационного отражения социума, так и в плане совершенствования всего многообразия коммуникативных процессов в обществе.

Требует существенно более интенсивной научной и прикладной проработки и множество других важных социальных аспектов информатизации - экономических, правовых, психологических, экологических и других.

Особое значение приобретает в контексте информатизации проблематика экологобезопасного, устойчивого развития общества, продвижения социума к ноосфере. Лишь на путях становления развития информационного общества может быть в принципе решена проблема устойчивого развития человечества, ибо решение глобальных проблем под силу только коллективному интеллекту, вооруженному достижениями интеллекта искусственного.

Развитие проблематики социальной информатики, углубление социологического анализа предпосылок и последствий информатизации позволяет в принципе совершенствовать теоретические основы национальной информационной политики, осуществлять более четкую ее направленность на гуманитарный, социокультурный вариант информатизации, обеспечение национальной безопасности России, в значительной степени связанной в современных условиях с информационной безопасностью отдельной личности, общества и государства.

Глобализация процесса общественного развития актуализировала перед социологическим знанием проблему статуса и дальнейшей судьбы социологии как научного направления, а также уточнения предмета ее исследования.

Традиционные, устоявшиеся подходы предметом исследования социологии полагают, как правило, различные сферы социальной системы, новые (альтернативные) подходы видят предметом социологии развитие этих сфер во всей их достаточно противоречивой динамике. Такое видение прокладывает себе дорогу достаточно медленно, и, в этом смысле, значительную роль играет некая отстраненность современной социологии от общественной динамики и от развития междисциплинарного подхода, а также, применительно к нашей проблеме, от фундаментальной и прикладной информатики.

На наш взгляд, только развитие социологии в контексте социального моделирования и прогнозирования с применением специальных для современной информационной среды методов анализа информации позволит социологии как науке стать во главе адекватного информационного отражения действительности.

И в этом смысле одной из самых актуальных и сложных проблем, стоящих перед социологическим знанием в целом можно считать проблему глобализации информационного отражения социума на базе новых информационных технологий. Очевидно, что решение глобальных проблем современности возможно только за счет создания и совершенствования системы социального интеллекта.

Автором может быть сформулирован ряд рекомендаций и предложений по развитию избранного направления исследований:

  1. В теоретическом плане наиболее важной задачей представляется углубление научных исследований в направлении многоаспектного познания феномена социально-информационного пространства, его категорий, понятий и закономерностей и тенденций.

В качестве одной из самых перспективных проблем таких исследований для автора выступает проблема осмысления субъектного подхода к информационно-социологическому отражению социума, ибо в противном случае – например, без наличия аспектов моделирования и прогнозирования социальных процессов и отношений, очевидно, невозможен в перспективе успешный социокультурный вариант развития информатизации общества.

Необходима также глубокая разработка и анализ сложнейшей структуры социально-информационного пространства, как по основным сферам жизнедеятельности общества – экономической, политической, культурно-духовной и социальной, так и по различным уровням субъектов, образующих это пространство.

Дальнейшей глубокой проработки требует весь категориально-понятийный аппарат предметного поля социологии информатизации как нового направления.

  1. Особое значение для информатизации общества имеет развитие в контексте современных реалий рассмотренных в диссертационном исследовании научных направлений среднего уровня социологии информатизации, например, таких как когнитивная социология, социология коммуникации, социология средств массовой информации. Теоретико-методологические и методические подходы, используемые в этих направлениях в настоящее время, либо еще абсолютно недостаточно разработаны, либо в значительной степени устарели.

Социология информатизации при этом должна выполнять значимую методологическую роль по отношению ко всей палитре направлений своего среднего уровня.

  1. Существенного совершенствования требует методическая база социологического знания, которое в настоящее время еще не готово к адекватному измерению и анализу социальных процессов в условиях информатизации общества.

Традиционно сложившийся аппарат, технологические процедуры обработки и анализа информации в социологии сегодня не соответствуют требованиям информационной реальности. Практически не используются в полной мере, например, возможности корреляционного, факторного и кластерного видов анализа, а также гипертекстовых технологий, различных технологий визуализации информации и экспертных систем.

Требуется дальнейшее развитие и углубление по структуре специализированных социологических баз данных, создание поисковых систем для проведения социологических исследований в сетях - все это вызовет необходимость создания и реализации целого ряда научно-исследовательских проектов.

  1. В организационно-управленческом плане необходимо создание в обществе целого ряда структур разного уровня, поддерживающих реализацию как когнитивно-управленческой, так и коммуникативной функции социально-информационного пространства.
  2. Должны быть разработаны и реализованы механизмы информационной защиты, как на уровне личности, так и на уровне общества и государства, ибо информационная безопасность является сегодня одним из самых существенных аспектов и личной, и национальной безопасности.
  3. Существенным звеном информатизации общества должна стать фундаментальная информационная подготовка специалистов.

Необходимость в сложном будущем успешной профессиональной деятельности, социализации человека в целом определяет важность становления и развития опережающего типа образования.

Однако проблема практического осуществления, разработки конкретных технологий реализации плодотворнейшей идеи опережающего образования остается, по-прежнему, нерешенной, что в значительной степени, видимо, определяется ее большой сложностью и междисциплинарным характером.

Для современного социологического образования большое значение в России имеет сокращение отставания содержания вузовских учебников по классической социологии и социальной информатике от текущего состояния современной науки, особенно по так называемой информационной составляющей.

Для уменьшения разрыва фундаментальной и вузовской науки в целом необходимо, по нашему мнению, создание в университетах и институтах единых научно-образовательных комплексов (центров) академической и вузовской науки.

Современное социологическое образование, в полной мере востребовав идеи и подходы социальной информатики, должно готовить специалистов с высокой информационной культурой, позволяющей им адекватно адаптироваться в профессиональном плане к условиям новой информационной среды, как за счет более современного взгляда на перспективы развития социальных процессов, так и за счет более глубокого знания возможностей, предоставляемых современными информационными технологиями.

Высокая информационная культура социолога, а социолога-информатика в особенности, должна предполагать владение методологическими подходами к информатизации общества, наличие когнитивного типа мышления, выражающегося в видении "интеллектуального среза" любых социальных объектов и процессов, а также умение применять современные информационные технологии в профессиональной деятельности.

Конституирование специальной социологической теории, предметом которой является информационное отражение социума как системной целостности и развитие социально-информационного пространства, открытие новой научной и учебной специальности "социальная информатика" позволит, на наш взгляд, осуществлять подготовку социологов, более востребованных в современных условиях.

Представляется, что приведенные выше рекомендации и предложения могут быть достаточно успешно реализованы в русле развития социологии информатизации как новой специальной социологической теории.

Введение
РАЗДЕЛ 1.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
РАЗДЕЛ 2.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
РАЗДЕЛ 3.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Соколова И.В.
Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи.
Последняя редакция 1999 г.
© Соколова И.В.
назад
Hosted by uCoz