Глава 3. Социальная информатика и социология:пересечение предметных полей исследований

Становлению социальной информатики как нового научного направления неизбежно сопутствует много проблем как, впрочем, и становлению любого научного направления.

Широкое использование понятия "информатика" в нашей стране началось с 1966 года. Этот термин тогда закрепился за пониманием информатики как теории научной или научно-технической информации, а также научно-информационной деятельности.

Существует большое число определений понятия "информатика" в различных научных публикациях данного профиля. Например, по мнению В.Ф. Сухиной объектом изучения информатики является, прежде всего, информация в самом широком смысле этого слова. Как следует из такого понимания предмета науки, для его определения недостаточно просто указать на объекты, которые она изучает. За объектами нужно увидеть их сущностные связи, отношения и закономерности. Предметом информатики как науки являются также информационные технологии в их взаимодействии со средой. Информатика - это вместе с тем теория и практика проектирования, встраивания новых информационных технологий в социальные среды и их практическое использование. Предметной областью информатики, таким образом, является информационная среда во всех ее функциональных проявлениях. Информатика в этом смысле рассматривается как наука о функционировании и развитии информационной среды и ее технологизации с помощью компьютерной техники. Фактически информатика - это триединый процесс взаимозависимости и взаимодополнения информации, человека, вычислительной техники и средств связи.

Нам же представляется наиболее емким и, одновременно, лаконичным следующее определение. Информатика - в широком смысле - система знаний, относящихся к производству, переработке, хранению (память) и распространению всех видов информации в обществе, природе и технических устройствах46, то есть в единстве и взаимодействии естественных и искусственных систем.

Такого же мнения придерживается Ю.И. Шемакин, отмечающий, что объективный процесс развития познания привел к возникновению информатики как науки о наиболее общих закономерностях построения и преобразования информационной модели мира, определяющей роль человека и технических средств в процессах обработки информации в технических, биологических и социальных системах47.

Однако, в общественном мнении, и не только в России, постепенно утвердилось представление, согласно которому понятие "информатика" связано исключительно с технической средой, что явилось выражением господства технократических тенденций.

Возникла настоятельная потребность выделения в предметном поле информатики как базовой науки особого направления, получившего название "социальная информатика". Это объясняется тем обстоятельством, что информационные процессы приобретают все большую значимость в обществе и проникают в различные сферы его жизнедеятельности - экономическую, политическую, культурно-духовную и социальную. "Защита" специальным названием предметного поля исследований специалистов, занимающихся проблематикой информатизации общества, позволила, на наш взгляд, существенно углубить научно-исследовательскую работу в этом направлении.

Аналогичные причины, кстати, вызвали и появление нового названия в структуре кибернетики как отрасли научного знания - социальная кибернетика48. Инициативные в этом плане действия предприняли специалисты РГГУ и ряда других вузов также под натиском сугубо технократического толкования кибернетики.

Что же касается социальной информатики, то разработка ее предметного поля ныне ведется учеными ряда российских вузов, где уже созданы и функционируют кафедры социальной информатики, одним из инициаторов открытия которых был академик А.А. Самарский, а в Институте социологии Московского государственного социального университета (МГСУ) ведет обучение студентов первый в России факультет социальной информатики. В Международной Академии Информационных процессов и Технологий (МАИПТ) создан Институт Социальной Информатики.

В МГСУ в рамках Ежегодных социологических чтений работает секция по проблемам социальной информатики, издается серия монографий "Проблемы социальной информатики". Институтом молодежи ежегодно, в течение почти десяти лет, проводятся семинары по данной проблематике, по результатам которых выпущены научные сборники "Социальная информатика" (начиная с 1995 года в числе учредителей сборников - МГСУ).

Необходимо отметить также, что с 1976 года существует специальный комитет "Отношения между компьютерами и обществом" в рамках Международной федерации по обработке информации (IFIP), включающий, например, следующие рабочие группы: компьютеры и работа, домашняя информатика и телематика, социальное значение компьютеров в развивающихся странах, социальное значение систем искусственного интеллекта.

Научные исследования по проблемам социальной информатики в целом активно развиваются за рубежом.

В университетах: США. В Университете штата Индиана (Indiana University)49 создан Центр социальной информатики для проведения программы исследований "Информационные технологии и социальные изменения", в которую входят научные работы по темам: "Интернет для социологов", "Киберпространство и будущее общества" и другие. Великобритания. В Университете Уэльса (University of Wales)50 изучаются различные, в том числе социальные, аспекты киберпространства. Канада. В Университете г. Квебек (University of Quebec)51 на факультете социальной информатики и в McMacter University52 на факультете социальных наук ведутся многоаспектные исследования по социальной информатике.

Ряд правительственных и общественных организаций специализируется по проблемам социальной информатики. Так, например, совместная правительственная программа Бельгии и Люксембурга реализует проект изучения различных аспектов информационного общества EC Information Society Project Office53. Американское общество информационных наук (American Society for Information Science)54 отражает результаты своих исследований по проблемам информатизации общества в журнале JASIS. Союз ученых и специалистов в области информационных технологий (Computer Professionals for Social Responsibility)55 занимается исследованием и стандартизацией технологий, способных оказать влияние на развитие общества.

Выпускаются периодические издания по направлению. Journal of the American Society for Information Science (JASIS)56 - журнал по проблемам социальной информатики - содержит следующие разделы: влияние информационных технологий на социальные группы, анализ информатизации в социальном контексте, роль информационных технологий в изменении общественной жизни, жизнь и компьютерные телекоммуникации. Журнал The Information Society (TIS)57 и ряд других журналов58 посвящены социальным аспектам информационного общества.

Однако следует отметить, что социальная информатика как новое научное и образовательное направление появилась в России и не имеет прямых зарубежных аналогов.

Социальная информатика в качестве нового научного направления возникла на стыке таких дисциплин как информатика, философия, социология, психология.

Появление и развитие социальной информатики является, по мнению ряда ученых, отражением господствующей в конце XX века тенденции внутри- и междисциплинарного синтеза знаний, которую в XXI веке, по прогнозам, сменит тенденция дифференциации знаний, но уже на новом качественном уровне.

Существует несколько подходов к научному статусу социальной информатики и, соответственно, разных подходов к ее предметному полю, исходя из двух смыслов - широкого и узкого - термина "социальное". Социальную информатику считают и общенаучным знанием (А.Д. Урсул называет социальную информатику научной базой формирования информационного общества), и самостоятельной наукой междисциплинарного направления59, и отраслью информатики60 и, в узком смысле, по нашему мнению, она может в принципе рассматриваться как специальная (частная) социологическая теория, изучающая проблемы информатизации общества61.

Надо отметить, что автор в поиске своей "ниши" в предметном поле исследований социальной информатики прошел достаточно длительный и богатый находками путь от интереса к социальной информатике в целом, до интереса к социальной информатике как отраслевой социологии, то есть до понимания того, что только в ее рамках возможно наиболее значимо в плане социальных последствий изучать проблемы информатизации общества.

Академик РАЕН К.К. Колин, считая социальную информатику самостоятельным направлением фундаментальных и прикладных исследований в области информатики, предметом ее исследований полагает процессы информатизации общества, а также их воздействие на социальные процессы, в том числе - на развитие и положение человека в обществе, на изменение социальных структур общества под влиянием информатизации62.

В Национальном докладе РФ на II Международном конгрессе Юнеско "Образование и информатика" было отмечено, что социальная информатика входит в структуру предметной области информатики и имеет свое собственное предметное поле. В русле подхода к социальной информатике, закрепленного в Национальном докладе, и было сформулировано, разделяемое нами, определение социальной информатики как науки, изучающей комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме и его информатизацией63.

В.Б. Бритков считает, что к предметной области социальной информатики могут быть отнесены: социологический анализ основных направлений внедрения информатики в общественную и социальную сферы, влияние информатики на социальные явления в обществе, исследование влияния социальной среды на решение задач, стоящих перед информатикой. По его мнению, специалистов по социальной информатике должны интересовать такие проблемы как: Интернет, системы поддержки принятия решений, информационная безопасность, финансовая инженерия, компьютерная политология, а также методы информатики в социологии64.

Несмотря на то, что при трактовке понятия социальная информатика в широком смысле слова в ее предметное поле естественно попадают проблемы динамического отражения и моделирования социального пространства посредством применения современных информационных технологий65, сводить предметное поле социальной информатики лишь к этому аспекту, на наш взгляд, представляется необоснованным сужением понятия.

Разные подходы к научному статусу и предметному полю социальной информатики не противоречат, на наш взгляд, а взаимодополняют друг друга, позволяя более глубоко изучать процессы информатизации общества. Это мнение совпадает с позицией А.Д. Урсула, считающего, что процесс информатизации общества, или шире - взаимодействия, коэволюции общества и информатики, может и должен изучаться информатикой, связанными с ней другими информационными дисциплинами и социальным знанием, всеми общественными науками

Впервые сам термин "социальная информатика" был введен в научный оборот А.В. Соколовым и группой авторов в 1974 году66.

Новое название означало, что произошло расширение области научных исследований - от научно-технической до социальной информации. Социальная информатика при этом подходе рассматривалась как обобщающая наука социально-коммуникационного цикла и основным предметом своего изучения имела общие закономерности социальных информационных процессов: социальные информационные системы; феномен социальной информации, ее разновидности; элементы социальных информационных систем67.

В этом, первом варианте содержания понятия "социальная информатика" авторам удалось в большей мере теоретически, нежели практически, включить в информатику обществоведческую составляющую.

В дальнейшем значительный вклад в развитие понятия "социальная информатика" в направлении, наиболее близком к нашему пониманию, был сделан академиком А.Д. Урсулом68. Предметом данного научного направления им были названы общие закономерности взаимодействия общества и информатики, информатизация общества, а одним из методов - системно - деятельностный метод. Если фундаментальная часть социальной информатики - это познание законов взаимодействия общества и информатики, то прикладная и нормативно-конструктивная ее части связаны с созданием информационного общества, гуманистической ориентацией процесса информатизации.

По мнению А.Д. Урсула, в социальной информатике вырисовываются три основные области научного поиска:

  • социальные последствия и качественные изменения в обществе, за которые ответственен процесс информатизации;
  • социальные условия и предпосылки информатизации, социальная направленность информатизации в широком смысле слова, ее гуманистическая ориентация;
  • феномены и процессы, в которых взаимодействие общества и информатики приняло формы уже целостных образований (типа гибридного интеллекта) с тенденцией объединения информатизации общества и гуманизации техники в единую систему.

Среди возможных функций социальной информатики А.Д. Урсулом выделяются, наряду с теоретико-методологической, фундаментально-мировоззренческая и прикладная. Вместе с тем, по его мнению, социальная информатика должна нести и функцию выработки информационного мировоззрения.

Совместимость предметных полей социальной информатики и других общественных наук возможна лишь при условии их "пересечения". В этом плане социальная информатика и социология обслуживают единое для них социальное пространство, которое предстает как "социально освоенная часть природного пространства, как среда обитания людей, их совместной жизнедеятельности и общения. В более специфическом смысле - это характеристика социальной структуры общества с точки зрения "взаиморасположения" социальных групп и слоев, возможностей их воспроизводства и развития, удовлетворения потребностей"69. Физические характеристики социального пространства составляют многомерные связи и отношения людей - их структурный объем, наполненность, протяженность, плотность и т.д. Следует также отметить высокий динамизм этих отношений, непрерывно протекающие в социальном пространстве трансформационные процессы, подчиненные закономерностям стохастического, спонтанного характера.

В предметно-содержательном плане социальные отношения столь же многообразны и подвижны. Это - производственно-экономические и территориальные связи, политические, культурно-духовные, правовые, социально-бытовые и иные отношения. Кстати, именно этим обстоятельством объясняется "приложимость" социальной информатики к различным отраслям общественно-научного знания.

Что же характеризует непосредственно предметную область социологии как отрасли научного знания? Наиболее распространенное определение ее предмета - "наука о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, между общностями и личностью"70. Можно привести множество иных определений предмета социологии из разных отечественных и зарубежных источников. В принципе они верно отражают общую направленность научного социологического поиска. Однако, как нам представляется, в подобных подходах превалирует внешняя, объективная сторона предмета данной науки.

Закономерен вопрос: каков внутренний, социально-психологический стимул включения множества людей в столь сложно переплетенную сеть социальных отношений, образующих, в конечном счете, общественную целостность, а в динамических своих проявлениях - исторический процесс? Широко известна мысль Ф. Энгельса о массовом социальном действии как равнодействующей параллелограмма сил, где интегрируются миллионы индивидуальных, разнонаправленных человеческих воль. "Каков бы ни был ход истории, - писал он, - люди делают его так: каждый преследует свои собственные цели, а общий итог этого множества действующих по различным направлениям стремлений и их разнообразных воздействий на внешний мир - это именно и есть история"71. Думается, не согласиться с подобным суждением трудно. Но в таком случае едва ли можно ограничить предметное поле социологии лишь объективно представленными моделями социальных структур, не вникая в субъективно-психологические истоки их возникновения и движения.

Пожалуй, именно социология призвана интегрировать в органическом единении эти две неразрывные стороны человеческого жизнебытия - объективное движение исторического процесса и субъективно осознаваемую, мотивируемую и оцениваемую включенность в него каждого человеческого индивида. "Жизнь индивида и ход истории общества, - утверждал известный американский социолог Чарльз Миллс, - нельзя понять по отдельности, без постижения того и другого вместе"72. Выдвигая в качестве важнейшего предмета социологического исследования "индивидуальную среду" человеческой жизнедеятельности, он справедливо полагал, что невозможно познать социальную структуру общества без "прослеживания связей" внутри величайшего многообразия индивидуальных сред жизнедеятельности. В частности, в наше время он видел главнейшую интеллектуальную задачу социолога в том, чтобы "прояснить элементарные основания сегодняшних тревог людей и безразличия общества".

Высказанные Ч. Миллсом суждения созвучны позиции известного отечественного социолога Ж.Т. Тощенко, считающего, что "сознание и поведение человека в конкретной социально-экономической обстановке, которые обусловливают появление различных социально-демографических, национальных, социально-профессиональных структур, и являются предметом социологии"73. И в самом деле, исследуя реальную жизнь, социолог встречается вначале не со структурами, а с духовной и практической деятельностью конкретного человека и только потом приходит к выводам относительно институциональной, стратификационной, управленческой и иной организации общественной жизни.

По всей видимости, именно в этой точке пересечения предметных полей социальной информатики и социологии можно ожидать появления наиболее продуктивных инновационных идей и научных открытий. Разгадать тайны сплетения "миллионов человеческих воль", рассчитать равнодействующие возникающих на их основе "параллелограммов" массовых человеческих устремлений может оказаться по силам лишь интегрированной мощи естественного и искусственного интеллектов. Готовы ли к решению такой научной задачи сегодня как социальная информатика, так и социология?

Приложение подходов и технологий социальной информатики к практике социологических исследований отнюдь не ограничивается "точкой пересечения" их предметных полей. В эпоху глобальной информатизации общества социальная информатика должна быть востребована социологической наукой целиком. В данном случае речь идет о другом: в каких направлениях должна ныне развивать свой теоретико-методологический и методический арсенал социальная информатика, чтобы в наибольшей мере соответствовать запросам социологической науки, ее предметному полю.

В свою очередь, на наш взгляд, и социология должна существенно более интенсивно разворачиваться к проблемам информатизации общества.

Социальная информатика уже успела создать прочную методологическую базу, накопить обширный объем теоретических и прикладных знаний и тем самым доказать свое право на статус самостоятельной и авторитетной отрасли научного знания. Однако востребованность обществом социальной информатики оказалось столь значительной, а проблемно-тематический диапазон ее конкретных "приложений" к различным сферам общественной жизни так велик, что темпы развития ее научного потенциала стали отставать от непрерывно растущих запросов общественных наук и социальной практики. Каков же выход из создавшегося положения?

Многие сторонники этого нового научного направления не без основания полагают, что главный путь - дальнейшее ускоренное наращивание собственного научного "капитала" социальной информатики. И это, разумеется, правильно. Однако при этом нельзя не принимать в расчет и особенной, весьма специфичной природы данной науки. Дело в том, что фундаментальная сущность ее объекта - "социальная информация" - есть не что иное, как "отражение социальной реальности" в тех или иных формах. Но, как известно, сама социальная реальность чрезвычайно многолика, многозначна в своих конкретных проявлениях. Проблема социальной информации в обществе - это, в широком смысле, вопрос соотношения общественного бытия и общественного сознания в их органической целостности. В этом соотношении комплексно выступают гносеологическая и социологическая составляющие, иными словами, - процесс познания феномена социального и процесс самой социальной жизни во всех ее многообразных проявлениях.

Естественно, возникает вопрос: справятся ли сами социальные информатики с решением этой гигантской по своей сложности задачи без участия философов, социологов, психологов, историков и других специалистов? С другой стороны, окажутся ли в состоянии эти специалисты, представляющие самые разные отрасли научного знания, эффективно использовать новое мощное "методологическое и прикладное информационное вооружение" в интересах развития "своей" науки и обслуживаемой ею социальной практики, опираясь при этом лишь на консультативную помощь социальных информатиков? Утвердительные ответы на оба поставленных вопроса в равной мере представляются малоубедительными.

На наш взгляд, наряду с интенсивным развитием социальной информатики как базовой в данной области науки, параллельно необходимо столь же интенсивно развивать в различных сферах общественных наук собственные отраслевые (частные, специальные) теории. Их задача - обеспечивать адекватное предмету данной науки "приложение" социальной информатики к той или иной сфере научного знания и социальной практики.

Социальная информатика, как любое научное знание, имеет, по нашему представлению, многоуровневую структуру:

  • теоретико-методологический блок (объект и предмет, общая концепция, основные категории, понятия и закономерности информационных процессов в обществе);
  • блок отраслевых специальных теорий (понятия экономических, правовых, психологических, социологических, экологических и других аспектов информатизации общества, а также понятия информационной социодинамики);
  • эмпирический блок (понятия, связанные с общими проблемами методики исследований процессов информатизации, а также социальными аспектами разработки и внедрения современных информационных технологий в экономике, праве, психологии, социологии, в сфере политического управления и государственной службы, образовании, социальной работе и других предметных областях).

На следующем рисунке изображена структура социальной информатики как научного знания, при этом, очевидно, что ряд аспектов информатизации общества остался вне его поля:

В контексте вышеизложенного, с нашей точки зрения, необходимо вести речь о становлении и конституировании специальной (частной) социологической теории. Ее развитие не только не замещает собою социальную информатику как отдельную научную дисциплину, а лишь углубляет ее предметное поле в органическом единстве с предметом социологии.

Предметное поле специальной социологической теории, которую нами предлагается назвать социологией информатизации, составляют социологические аспекты информатизации общества. Данная теория возникает на пересечении предметных полей социальной информатики и социологии. Не случайно, на наш взгляд, социальная информатика как научное и учебное направление развивается, как правило, именно на социологических факультетах вузов - социология дает возможность анализа процесса информатизации общества с системных позиций, оценивать этот процесс как целостное явление, осуществлять глубокий анализ и прогнозирование его социальных последствий.

Необходимо отметить, что при поиске специалистами наиболее адекватного названия социологии среднего уровня, изучающей процессы информатизации, предлагался, в частности, вариант - (социология компьютеризации и программирования), который подчеркивал необходимость изучения стержневой для информатизации проблемы становления общества непрограммирующих, интеллектуальных пользователей

В принципе, в дальнейшем должны окончательно оформиться как научные направления - под предложенными или иными вариантами названий - также и специальные (частные) теории других предметных областей - экономика информатизации, психология информатизации, экология информатизации и т.д.

Социология информатизации, на наш взгляд, также имеет свою структуру.

Теоретико-методологический уровень содержит категориально-понятийный аппарат направления.

С определенной степенью условности можно утверждать, что на (среднем) уровне предметного поля развиваются следующие самостоятельные социологические направления, теоретико-методологический и методический потенциал которых активно используется социологией информатизации:

  • когнитивная социология, изучающая тонкие (когнитивные) структуры общества, проблематику становления и развития социального интеллекта. В известном смысле когнитивная социология относится к "ядру" предметного поля социологии информатизации. Следует отметить и социологию мышления, а также развивающуюся проективную социологию, которая призвана вырабатывать прикладные социальные знания, необходимые для социального проектирования;
  • социология коммуникации, изучающая функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в плане их взаимодействия - передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздействия на их отношение к социальным ценностям данного общества и Социума в целом74;
  • социология средств массовой информации - специальная отрасль социологии, изучающая социальные факторы, механизмы и закономерности возникновения функционирования и развития духовного общения через прессу, телевидение, кино, радио и т.д75;
  • отраслевые социологии, изучающие социальные аспекты глобальных коммуникаций. Так, в Норвегии, в Университете Осло (Universitetet i Oslo) развивают web-социологию76, в США, в Университете Бредли (Bradley University) - социологию киберпространства;77 в Аргентине, в Университете Буэнос-Айреса (Universidad de Buenos Aires) - гиперсоциологию78.

Эмпирический уровень социологии информатизации - это система традиционных для классической эмпирической социологии, общих для социологии информатизации, а также специфических для ее самостоятельных направлений методов анализа информации. Например, для социологии коммуникации таким специализированным методом является метод дискурс-анализа.

При этом, на наш взгляд, нельзя считать, что социология информатизации "размыта" по многим частным социологическим теориям и не имеет своего самостоятельного социологического статуса и предметного поля. Очевидно, что наличие специальных социологических теорий не ставит под вопрос предметного поля социологии как науки в целом, так как есть общесоциологические категории и понятия (в нашем случае - общие понятия социологии информатизации).

На фоне современного кризисного этапа развития российского общества трудно в принципе развивать направление, связанное с социальными аспектами информатизации, однако очевидно, что только глубокие теоретические исследования помогут России в будущем избежать множества серьезных отрицательных последствий информатизации общества, с которыми уже столкнулись развитые в информационном отношении страны.

Трудность становления социальной информатики связана, в значительной степени, с господствующей тенденцией технократического подхода к информатизации, с частым отождествлением понятий "информатизация" и "компьютеризация".

Существует также, видимо, и проблема поколений в развитии социологического знания, которая проявляется в сложности восприятия варианта развития направления за счет "впитывания" в себя междисциплинарных подходов, что, на наш взгляд, является необходимым условием развития социологии, которая смогла бы адекватно отвечать на "вызовы времени".

Развитие и укрепление социальной информатики в целом, социологии информатизации как нового социологического направления должно внести, на наш взгляд, свой вклад и в развитие социологии как науки, и в преодоление технократического подхода к информатизации, ныне господствующего в обществе.

Относительно неплохо, на наш взгляд, проработан аппарат "эмпирического уровня" социальной информатики - методика исследований процессов информатизации в соответствующих предметных областях, таких как экономика, социология, психология, право, а также сфера образования.

"Средний" уровень социальной информатики проработан в значительно меньшей степени, хотя необходимо отметить, что в последнее время существенно возросло число научных публикаций по экономическим, правовым, социологическим, психологическим и другим аспектам информатизации.

Наиболее серьезных и активных усилий специалистов, очевидно, требует развитие системы категорий и понятий теоретико-методологического уровня направления.

Разумеется, положение, при котором предметное поле социальной информатики формируется одновременно и "снизу" и "сверху", является достаточно распространенным в научной практике и, в принципе, нормальным. Однако тревогу вызывает не эта ситуация, а существенное отставание, вместо насущно необходимого лидирования, проработки категорий и понятий теоретико-методологического уровня. Это выражается, в частности, в том, что наибольшее число публикаций по проблематике социальной информатики посвящено именно эмпирическому уровню ее структуры, а также вопросам разработки и применения современных информационных технологий в различных предметных областях (социальной информатике в широком смысле слова).

Естественным последствием отставания в развитии системы категорий и понятий социальной информатики можно считать создание недостаточно адекватных социальной сфере информационных технологий. Возникла также и трудно остановимая "агрессия" в социальную сферу программных продуктов извне, социальные последствия внедрения которых, как правило, не анализируются - это, в значительной степени, на наш взгляд, связано с отсутствием специальной социологической теории.

На "стыке" с социальной информатикой или в лоне социальной информатики, понимаемой в широком смысле слова, располагаются и активно развиваются так называемые прикладные или специальные информатики, предметным полем которых является изучение проблем сбора, восприятия, регистрации, хранения, обработки и использования соответствующих различным общественным сферам видов социальной информации. Отношение к их существованию и развитию в среде ученых и специалистов по информатике не является однозначным: оно варьируется от абсолютно негативного до абсолютно позитивного.

В последнем случае считается очевидным, и это мнение нами вполне разделяемо, что информатику в зависимости от вида информации можно делить (и она уже на практике делится)79 на биологическую, медицинскую, экономическую, правовую, психологическую, педагогическую, социологическую информатику, экоинформатику. В последнее время наряду с исторической, филологической появилась, что, видимо, вполне естественно, и христианская информатика.

Исходными научными предпосылками формирования этих знаний считается либо единство наук, в частности, общественных и естественных80, либо - наличие различных видов информации81, либо важность и необходимость изучения взаимодействия информатики с конкретными социальными системами (например, социологическая информатика - с социологией как особой сферой научной деятельности, педагогическая информатика - с педагогической деятельностью и т.д.)82.

Нами разделяемо мнение академика А.Д. Урсула о том, что социальная информатика должна играть методологическую роль, функцию нормативного регулятора по отношению к упомянутым отраслевым информатикам. Отсюда следует, что в принципе социальная информатика не сможет превратиться в некоторое частнонаучное направление, а сохранит функцию методологического направления общенаучного уровня для всей совокупности вырастающих на ее почве частных теорий и прикладных направлений

Нам представляется очевидным, что любая прикладная информатика, в том числе социологическая информатика, должна развиваться под методологическим влиянием как своего предметного поля - социологии, экономики, права и т.д., так и социальной информатики. Первое методологическое влияние позволит разрабатывать информационные технологии адекватные предметному полю соответствующего направления, второе - позволит избежать технократического, опасного по социальным последствиям варианта разработки этих технологий.

К сожалению, упомянутый выше "методологический мостик" наводится с трудом: социальная информатика и прикладные отраслевые информатики существуют почти независимо. Прикладные информатики развиваются без должной опоры на теоретико-методологические рекомендации как социальной информатики, так и собственных предметных областей, что уже вызывает и будет вызывать в дальнейшем опасные социальные последствия.

Взаимосвязь социальной информатики, социологии, а также социологической информатики может быть представлена графически, по нашему мнению, следующим образом:

Среди трех составляющих информатизацию процессов: компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации именно интеллектуализация, как уже было отмечено, должна иметь наивысший иерархический статус, составлять ядро информатизации общества. К сожалению, часто информатизация общества понимается исключительно лишь как процесс внедрения современных информационных технологий в социальную среду, поэтому существенно большее внимание уделяется процессам компьютеризации и медиатизации.

Ряд ученых, в частности, Ю.М. Каныгин и К.К. Колин выдвигают настоятельное требование организовать в рамках работ по информатизации общества специальных прикладных исследований по повышению интеллектуального уровня социальных подсистем. Ставится ими также вопрос о насущной необходимости формирования методами социальной инженерии информационной среды как необходимой основы интеллектуальной среды как одной из важнейших задач современного прикладного социологического анализа.

Это мнение разделяется значительным кругом исследователей, которые считают, что оптимизация информационного процесса в современных условиях немыслима без использования социальных технологий (глобальных, внедренческих, обучающих), в том числе и информационных, на основе применения как методов социального моделирования, проектирования, так и современных вычислительных средств сбора, анализа и хранения социальной информации83.

В связи с вышеизложенным особое значение приобретает активное развитие в последнее десятилетие нового научного направления - интеллектуализации социальных систем, социальной когнитологии, а также выше упомянутой нами когнитивной (тонкоструктурной) социологии.

Принципиально важным для анализа процессов информатизации общества является глубокое понимание и правильная адаптация в предметном поле социальной информатики понятий, заимствованных из теоретической информатики.

Информационная технология. Под традиционной информационной технологией, как правило, понимается информационная технология на базе "жестких алгоритмов" (например, пакеты офисной информатизации). Под новой информационной технологией специалисты понимают информационную технологию на базе "мягких алгоритмов" с использованием достижений искусственного интеллекта (в качестве примера могут быть названы экспертные системы). Именно за данным видом информационных технологий - будущее социокультурного варианта информатизации.

Материя, энергия, информация, знания - связь понятий. Исходной посылкой для осмысления связи данных понятий является утверждение, что информация является семантической сущностью материи. Под "материей" понимается "система", составные элементы которой - вещество, энергия, знания и информация. Эти элементы в соответствии с законом сохранения материи поддерживают систему в равновесном состоянии путем взаимных переходов из одной субстанции системы в другую. При взаимодействии этих элементов системы вещество выступает носителем знания, а энергия - носителем информации:

Соотношение понятий информация, данные, знания. Понятия - "информация", "данные", "знания" часто используются на практике как синонимы, тогда как в действительности это различные понятия.

Информацию можно определить как всеобщее свойство материи, проявляющееся в кибернетических коммуникативных процессах. Информация, образно выражаясь, это "знание для всех", а не только "для себя".

Данные - это сведения, служащие для какого-либо вывода и возможного решения. Они могут храниться, передаваться (в форме баз данных), но не могут уже выступать в качестве информации. Знания же - результат познавательной деятельности, система приобретенных с ее помощью представлений о действительности. Информация всегда носит "транспортный" оттенок передачи знания по сетям связи, знание же всегда связано с его создателями: личностью, творческим коллективом или компьютером (компьютер не может создавать первичную информацию, однако генерировать из нее знание может и, в ряде случаев, делает это существенно лучше человека).

Рассмотрим далее базовые понятия социальной информатики. Только глубокая проработка, качественная интерпретация и операционализация понятий социальной информатики позволит адекватно анализировать и прогнозировать развитие информационных процессов в современном обществе.

В разработке понятийного аппарата, на наш взгляд, наибольшее внимание должно уделяться таким понятиям, как информационная среда общества, информационный ресурс и информационный потенциал общества.

Информационный ресурс общества (ИРО). Несмотря на появление средств персональной информатики и частичное снятие информационного кризиса 70-х годов, актуальной и острой в мире остается проблема создания, сохранения и эффективного использования информационных ресурсов. Произошло формирование еще одного вида общественного ресурса - информационного, позволяющего экономить большинство других ресурсов общества.

Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова.

ИРО в узком смысле слова - это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, т.е. отчужденные от их создателей и материализованные знания.

ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.

Социальная память человечества - это накапливаемая и, по точному выражению академика А.П. Ершова, дважды социализированная информация. Во-первых, будучи обособленной от своего источника и зафиксированной в виде какого-либо документа. Во-вторых, имея определенный статус, обеспечивающий ее доступность либо обществу в целом, либо той или иной социальной группе.

Существует также представление, согласно которому в понятие ИРО должны быть включены и сами создатели (носители) "живого знания" - ученые, специалисты и т.д. Эта позиция в значительной степени связана с тем, что вероятность отчуждения знаний от этих носителей и перевода их в информационный ресурс весьма высока.

Нами разделяется первое из приведенных определение информационного ресурса общества, а знание в вербальной форме и "живое знание" являются значимыми, но все же предпосылками формирования информационного ресурса общества. В целом, понятие ИРО нуждается в дальнейшей научной разработке.

Формирование и активное развитие на рубеже 80-х годов понятия - национальные информационные ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых стран от источников информации, а также от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации.

Национальные информационные ресурсы - новая экономическая категория. Корректная постановка вопроса о количественной оценке этих ресурсов и их связи с другими экономическими категориями все еще ожидают крупномасштабных организационных мер для его разработки и потребуют длительных усилий специалистов и ученых самых разных областей знания84.

Уровень "живого знания" в каждой стране определяется историческим наследием, уровнем образования, профессиональной квалификации и т.д. Важной является проблема "утечки" мозгов из любой страны, так как знания, несомненно, являются национальным богатством.

Процесс "утечки мозгов" понимается нами как трехэлементная структура, состоящая из следующих потоков:

  • внешнего;
  • внутреннего;
  • сетевого, являющимся неким симбиозом первых двух потоков.

Наиболее опасным по социальным последствиям, в аспекте ущерба для интеллекта нации, является второй из названных потоков - внутренний, который означает уход людей из науки в другие сферы деятельности практически навсегда. Ученые и специалисты из внешнего потока, несмотря на отъезд для работы за рубеж, сохраняют себя в интеллектуально-профессиональном плане и, вероятно, в перспективе могут вернуться на родину. Сетевой поток занимает последнее место потому, что по сетям, в основном, реализуются не научные, а трудовые варианты деятельности.

В перспективе все информационные ресурсы будут обобществлены. Информация принадлежит всем - этот принцип узаконен ЮНЕСКО. Однако, отдавая "свою" информацию (знание) обществу, каждый должен получить компенсацию за свой труд. Неразработанность механизмов реализации права на интеллектуальную собственность существенным образом сдерживает развитие национальных информационных ресурсов.

Отчужденное знание, подготовленное для социального использования, материализуется в документах на различных носителях, в том числе электронных, в произведениях искусства и т.д. Качественно новые потребительские свойства электронных изданий обеспечиваются, например, технологией мультимедиа, распространяемой на практике на оптических компакт-дисках (CD-ROM).

Базы данных, как известно, классифицируются по структуре, назначению и способу доступа. Остановимся подробнее на понятии "фактографические базы социальных данных".

К социальным данным относятся данные о населении и социальной среде.

Сведения о населении включают демографические, паспортные, кадровые, социальные, медицинские и любые другие персональные данные об отдельных личностях, а также сводные данные о населении государства в целом и его отдельных территорий и об определенных группах населения: пенсионерах, квартиросъемщиках, детях школьного возраста, женщинах и др.

Сведения о социальной среде включают данные о вакансиях, градостроительстве, городском пассажирском транспорте, городском хозяйстве, законах, нарушениях общественного порядка и др.

Учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости более глубокой проработки самого понятия "социальная среда", разработки системы показателей для его описания и создания соответствующих электронных баз данных.

Так, например, предлагаемое понятие "региональная пространственно-предметная среда"85 реализует социопространственный (территориальный) аспект жизнедеятельности людей. Должен стать общеизвестным, а также постоянно отслеживаться в динамике, например, следующий норматив: каждый взрослый человек должен в год проехать с социально-культурными целями - 8000 км. (горожанин) или 6000 км. (селянин).

Только решение комплекса социально-технических проблем активизации информационных ресурсов, в принципе, позволяет создать необходимую для прогрессивного развития информационную среду общества.

Под информационной средой общества (ИСО) понимается единство социальной информации и средств, необходимых для осуществления информационного обмена.

Информационная среда понимается нами как некое информационное пространство, в которое "погружается" человек. Видимо, здесь уместна аналогия с воздушной и водной средами. При этом главное значение имеет качество информации.

Качественная информационная среда дает человеку свободу особого типа - свободу от ожидания момента связи и свободу достижения возможностей, которые могли бы быть упущены.

Однако существует представление об ИСО, не разделяемое нами, согласно которому информационная среда общества - полная совокупность социальных, организационных, экономических, материально-технических, технологических, правовых и иных механизмов и норм, созданных и используемых для осуществления информационного обмена, т.е. инфраструктура.

К сожалению, в научной литературе информационная среда часто трактуется как синоним техносферы, что является отражением технократического подхода. Очевидно, что при этом подходе качество информации рассматривается как фактор второстепенный, что абсолютно не согласуется с требованиями социокультурного варианта информатизации. Сейчас во всем мире в процессе информатизации превалирует развитие ее программно-технических средств. Развивается парадоксальная ситуация, когда нередко очень качественной технологией обрабатывается некачественная, неадекватная социальным процессам информация.

Технической основой современной информационной среды являются: электронно-вычислительная техника, кабельные сети передачи данных, оптоволоконные и спутниковые каналы связи, аудиовизуальное оборудование пользовательских терминалов и др. Информационная среда вмещает в себя и современные, и ранее сложившиеся средства коммуникации: почта, телеграф, телефон и т.п. Информационная среда постоянно пополняется современными технологическими средствами, имеющими или приобретающими высокую социальную значимость, такими как электронная почта, телекс, факсимильная связь, телетекст, видеотекс.

При всем разнообразии средств информационной технологии наблюдается тенденция к их взаимодействию. Наиболее сильно тенденции глобализации выразились в факте образования сети Интернет.

Максимально эффективное использование информационного ресурса общества определяет "информационный потенциал общества" (ИПО). На практике информационный ресурс общества может использоваться в различной степени эффективности в зависимости от социально-экономических, общественно-политических и иных условий жизнедеятельности общества. Степень реализации ИПО непосредственно связана с интенсивностью протекающих в нем информационно-обменных процессов: чем выше их интенсивность, тем полнее используется ИПО.

Некоторые ученые, например, К.К. Колин включают в понятие "информационный потенциал" всю совокупность средств, методов и условий, позволяющих активизировать и эффективно использовать информационный ресурс86, при этом оставляя за рамками этого понятия сам информационный ресурс общества.

По нашему мнению, информационный потенциал общества - это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать. Более кратко информационный потенциал можно определить как активизированный, введенный в действие информационный ресурс.

Следует подчеркнуть, что в упомянутую совокупность средств, методов и условий должны быть включены не только технические, но и социальные средства активизации, воспроизводства и развития информационного ресурса общества. Это так называемые когнитивные структуры и институты общества - институты семьи, образования, а также структуры формирования и развития социального интеллекта в целом, социальной памяти и общественного мнения, а также научных и других творческих школ, течений и т.д.

Особое значение имеют также подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Важно использовать методику определения интеллектуальных способностей, профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом.

Уровень образования женщин всегда имел и имеет, в современных условиях особенно, существенное значение для успеха процесса интеллектуализации общества, так как преимущественно по женской линии идет передача культурного опыта поколений, в основном, мать закладывает основы интеллекта ребенка в семье.

Таким образом, необходимо обеспечить единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.

Категории и понятия специальной (частной) социологической теории, в нашем варианте названия социологии информатизации, могут быть разделены на общие, соответствующие социологическим аспектам процесса информатизации в целом, а также на соответствующие отдельным слагаемым информатизации - компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации общества.

Остановимся на рассмотрении некоторых понятий социологии информатизации.

Категория "пользователь" является базовой для осмысления социологических аспектов информатизации. Термин "пользователь", широко распространенный в настоящее время, на наш взгляд, своим возникновением в значительной степени "обязан" технократическому подходу к информатизации.

Помимо качественных характеристик данное понятие имеет и количественное измерение - интенсивность информационных контактов в современной информационной среде, определенная нижняя граница которой и делает конкретного индивида "пользователем". Очевидно, что социокультурный вариант информатизации требует оценки корреляции интенсивности и содержания информационной деятельности пользователей.

У понятия "информационный образ жизни", видимо, существует два смысла. Во-первых, образ жизни людей в грядущем информационном обществе, где все стороны жизни в значительной степени пронизываются информационными отношениями, базирующимися на современных информационных технологиях. Во-вторых, информационный аспект современного образа жизни.

Как известно, под образом жизни понимается система видов жизнедеятельности общества в целом, социальных групп, личности, определяемых социально-экономическими условиями. Главной чертой образа жизни, имеющей значение для анализа процессов информатизации, является его системность, проявляющаяся в том, что входящие в его состав виды жизнедеятельности взаимосвязаны между собой: изменение одной из них ведет к изменению другой.

Виртуальная реальность и виртуальная жизнь являются важнейшими слагаемыми информационного образа жизни.

Мозаичная (сотовая, сетевая) структура общества. Социальные микроструктуры гражданского общества небюрократического децентрализованного типа87 называются исследователями, как правило, сетевыми (networks). Гражданское общество не может считаться развитым, если его малые изолированные ассоциации не будут соединены в более крупные сети, при этом сетевые образования второго и далее порядков указывают на степень зрелости такого общества. Сетевые структуры необходимы для дебюрократизации чрезмерно централизованных современных организаций.

Американские исследователи отмечают, что конвергенция меняющихся общественных и личных ценностей с новой техникой и энергоэкономическими нуждами делает становление мозаичного общества по существу неизбежным. Сетевая структура социальной организации, по мнению профессора М. Кастельса, существовала и в иное время, и в иных местах, однако парадигма новой информационной технологии обеспечивает материальную основу для всестороннего проникновения такой формы в структуру общества88.

Соты как элементы социальных структур могут иметь не только территориальную основу, но и формироваться в отрыве от территорий, становясь транстерриториальными образованиями, виртуальными сообществами.

"Атомизация" общества. Анализ и прогнозирование изменений социальной структуры общества всегда проводятся в предположении, что социальные связи выражены в той мере, что, в принципе, можно говорить об обществе как системе.

Однако важно отметить, что проблема "атомизации" общества – его превращения в слабо связанные межу собой слои и группы обсуждается сегодня учеными все шире. Известно, что в любом обществе наряду с интеграционными процессами, происходят и процессы социальной дифференциации. Однако в настоящее время, в условиях развития новых компьютерных и телекоммуникационных технологий, получение информации о происходящем в стране и в мире часто уже не требует непосредственного общения между людьми и, поэтому, человек может все больше и больше изолироваться от общества, подвергаться некой иллюзии независимости от него.

Когнитивные структуры общества как фактор активизации информационного ресурса общества. Под когнитивными структурами общества понимаются институты семьи, образования, общественного мнения, ответственные за формирование и развитие знаний в обществе.

Оверстрат89 (сверхстрата, надстрата) общества. В информационном обществе будет три оверстрата, три степени свободы: по вещественной собственности; по собственности на управление и по интеллектуальной собственности.

Интеллектуальный оверстрат - ведущий оверстрат информационного общества. При этом индивид, обладающий интеллектом, может продвинуться в высшие социальные слои, не имея вещественной и управленческой собственности.

Виртуальные социальные группы и организации. При этом под социальной организацией специалистами понимается, что нами вполне разделяемо, устойчивая социальная целостность с разумным поведением, т.е. способностью выявлять и удовлетворять свои потребности, а также решать свои проблемы.

Критерием выделения и существования виртуальной социальной группы является только интерес к определенному виду отношений, при этом атрибуты социальной группы традиционной социологии (экономические, половозрастные, доходные и другие признаки) в условиях информатизации практического значения не имеют, что вызывает необходимость развития принципиально новых социологических средств измерения и анализа.

Виртуальная организации представляет собой новый тип организации, которая может быть создана благодаря развитию информационных технологий, в частности, благодаря расширению глобальных информационных сетей и развитию баз данных.

Среди сильных сторон и новых возможностей виртуальной организации могут быть названы: свобода и быстрота вхождения в нее, высокая гибкость ее изменения, быстрое реагирование на изменения в социально-экономической среде, ее "надзаконность". Особое значение имеет возможность установления связей с теми группами, которые в других условиях не пошли бы на установление отношений, а также отсутствие культурных, расовых и других предрассудков.

Слабыми сторонами и опасностями развития виртуальных организаций являются большая величина вложений в информационные технологии, необходимость климата доверия между членами организации, возможность подключения некомпетентных участников, отсутствие законодательной основы деятельности (создаются условия для определенной бесконтрольности и трудно уловимых преступных сговоров), а также общая и психологическая неготовность (сопротивление) людей к новому типу деятельности90.

Информационный комфорт личности.

Средства обеспечения потребительского сервиса развиваются в направлении создания максимально благоприятных условий для передачи информации, причем эргономический аспект (комфортность) является ведущим.

Информационный комфорт личности (в широком смысле), по мнению Ю.М. Каныгина, - это комплекс условий для интеллектуальных коммуникаций, самовыражения личности, широкого доступа каждого члена общества к знаниям (информационным ресурсам).

Информационный комфорт личности (в узком смысле) нами понимается как состояние личности в момент информационного обмена, позволяющее осуществить его наиболее эффективным образом.

По мнению профессора Дубровского Е.Н., существует целый ряд факторов, определяющих информационный комфорт личности. Это, в частности, психофизический комфорт, актуальность и переносимость информации, доступность и умеренность объема информации, авторитетность источника информации, соответствие информации социальным императивам, адекватность временного регламента, помехи (физический, синтаксический, семантический и прагматический шум), адекватность средств обмена и установок отправителя и получателя сообщений, а также управляемость информационного обмена.

Кроме того, он предлагает ввести в научный оборот понятие комфортабельности как меры соответствия реального информационного комфорта личности эталону информационного комфорта.

По определению В.Н. Михайловского91 информационная культура, это:

  • новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие;
  • свобода выхода и доступа к информации, как на локальном, так и на глобальном уровнях, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука;
  • новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы.

Глубокой теоретической проработки требует, по нашему мнению, соотношение понятий информационная культура и компьютерная, информационная грамотность.

Впервые понятие "информационная грамотность" было введено в 1977 году в США, при этом под информационно грамотным человеком понимается личность, способная выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать.

Информационная культура в последние годы активно изучается. Основной, очень острой, проблемой компьютерной эпохи, на наш взгляд, является проблема обеспечения диалектического единства визуальной и книжной культуры - насущно необходимо соединить абстрактное, индивидуальное мышление книжной эпохи с образным мышлением визуальной эпохи.

Академик МАИ Г.В. Белов отмечает92, что еще относительно недавно развитие общества характеризовалось как социокультурное, однако сегодня оно выглядит скорее как технократическое. Духовный, интеллектуальный потенциал общества все более идентифицируется с информационным, вызывая изменения в культуре, языке, образе жизни и даже мышлении. Информация и информированность стали подменять знание; память - понимание, принятие решений - человеческие способы осмысливания и решения проблем; спонтанные эмоции и амбиции заменяют интеллектуальные чувства, творческие переживания, сочувствие и сотрудничество в проблемных ситуациях.

Информационная безопасность93 - состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

В последние два года в предметном поле исследований ученых и специалистов, занимающихся проблематикой информационной безопасности, была выделена предметная область информационно-психологической безопасности (ИПБ)94.

Под ИПБ понимается такая ситуация в системе "человек - информационная среда", которая не вызывает снижения индивидуального или популяционного психологического потенциала за допустимые пределы. Психологический потенциал (индивида, популяции) - совокупность свойств индивида (социума), лежащая в основе возможностей индивида (социума) осуществлять продуктивную жизнедеятельность.

Основными источниками информационно-психологической опасности являются объем, полнота, количество, точность, доступность, своевременность поступления информации; адекватность ее эргономических характеристик перцептивным параметрам органов чувств, свойствам внимания, памяти, мышления, диспозициям личности, поведенческим стереотипам и социально-психологическим установкам общества. Особенно опасно наличие в информационных потоках специальных элементов, целенаправленно изменяющих психофизиологическое состояние людей, а также модифицированных физических носителей информации, воздействующих непосредственно на физиологические системы.

К основным факторам риска, присущим самому человеку как элементу системы "человек - информационная среда", относятся: незрелость личности, выражающаяся в неспособности к осознанному выбору информации; установка личности на конформизм, подражательство; готовность к восприятию манипулятивных информационных воздействий; негативное функциональное состояние головного мозга и психики; состояния социума, способствующие повышенной тревожности, массовому "заражению" идеями, призывами, исходящими от харизматической личности.

Компьютерная преступность как социологическая категория. Компьютерная преступность является современным вариантом проявления социальной девиации (отклонения)95. Различаются, как правило, четыре вида компьютерных преступлений: компьютерное мошенничество; компьютерный терроризм (несанкционированный доступ к компьютерным системам и вирусописательство); копирование и продажа компьютерных программ в нарушение авторских прав, а также различные виды компьютерных злоупотреблений, которые не относятся к ранее перечисленным, например, случаи кражи данных, саботаж в вычислительных центрах и т.д.

Уголовный Кодекс РФ с 1 января 1997 года впервые ввел в России ответственность за компьютерные преступления, однако его практическому использованию мешает отсутствие в общественном сознании установки на осуждение компьютерной преступности, зачаточное состояние информационного права как правовой отрасли, а также явно недостаточное количество специалистов как по информационному праву, так и по правовой информатике.

Компьютерофобия -  социально-психологическое явление, выражающееся в отчуждении отдельных людей, а также определенных социальных групп от современной стремительно совершенствующейся компьютерной техники, от растущих и усложняющихся информационных потоков. Информомания как социально-психологическое явление выражается в приоритете общения с компьютером, а не с людьми, то есть в потере необходимой меры социализации личности. Используется иногда также термин "интеллектуальная наркомания". Очевидно, что компьютерная преступность и компьютеромания - два взаимосвязанных социальных явления.

Все вместе эти явления представляют собой достаточно распространенные виды современной социальной девиации.

Отметим объективные, наиболее значимые для социологии и социального управления причины упомянутых выше явлений. Это отсутствие компьютеров с дружественным интерфейсом (в случае компьютерофобии) и социально-экономическая обстановка в стране, а также отсутствие научно-обоснованной молодежной политики и политики занятости, сформированных с учетом реалий современной информационной среды (в случае компьютеромании и компьютерной преступности).

Этот вывод подтверждает трансформация образа "хакера" в общественном мнении, отражающаяся в публикациях. До недавнего времени предполагалось, что "хакер" - это бледный, постоянно сидящий за экраном своего компьютера юноша или подросток, лишенный всяких жизненных интересов и ломающий голову над какой-либо очередной системой защиты или выдумывающий какой-либо вирус. Сегодня "хакерство" стало очевидным способом зарабатывания на жизнь. Расширенная сеть компьютерных рынков позволяет сбывать огромное количество пиратской программной продукции, следовательно, получать прибыль и организовывать бизнес. В основе такого бизнеса, в качестве основной рабочей силы и находятся "хакеры" - обычные молодые люди, получившие программистское образование.

Существуют и субъективные причины компьютерной преступности. Так, например, попытка молодых людей реализовать себя в вирусописательстве часто связана с такими причинами, как желание самоутвердиться, "прогреметь", а также с отсутствием осознанных жизненных целей.

К конкретным социальным группам, отождествляемым с киберпанками96, по мнению специалистов, относятся "хакеры", "крэкеры" и "фрикиры".

"Хакеры" - "сливки" компьютерного сообщества, люди, прекрасно разбирающиеся в работе компьютера.

"Крэкеры" - реальные аналоги "ковбоев пульта" из фантастики в стиле киберпанк, вламывающиеся в компьютерные системы, как для незаконного обогащения, так ради удовольствия. "Фрикиры" - это те, кто занимается аналогичными вещами в телефонных сетях, изобретая способы оставить телефонные компании без причитающейся им платы за услуги.

Особняком стоят "рейверы". К ним относятся люди, использующие синтетическую и выборочную музыку, компьютерное психоделическое искусство, а также искусственные наркотики.

Этой же позиции, разводящей понятия "хакеры" и "крэкеры" придерживаются и С. Клименко и В. Уразметов97, считающие, что: 1. Хакер (hacker) - это программист, способный писать программы без предварительной разработки детальных спецификаций и оперативно вносить исправления в работающие программы, не имеющие документации, в том числе и непосредственно в машинных кодах, что требует высочайшей квалификации. 2. Иногда под хакером ошибочно подразумевают взломщика, тогда как взломщик (cracker) - это пользователь вычислительной системы (обычно компьютерной сети), занимающийся поиском незаконных способов получить доступ к защищенным ресурсам, например, конфиденциальной информации.

Аналогичного подхода придерживаются В.И. Першиков и В.М. Савинков, которые считают хакером программиста-фанатика, занимающегося доскональным изучением вычислительных систем с целью расширения их возможностей98.

Нам представляется, что понятие "хакер" может быть рассмотрено в широком и в узком смысле слова.

В узком смысле слова "хакер" - это человек - представитель определенной социальной группы, нетрадиционно реализующей себя в условиях новой информационной реальности, т.е. носитель определенного стиля жизни.

В широком смысле слова ("приговор общества") - это синоним компьютерного преступника и компьютеромана.

По нашему мнению, криминализация содержания понятия "хакер" связана с отсутствием, как уже было отмечено, социального регулирования процессов самореализации молодежи в современной информационной среде.

Особой позиции придерживается болгарский исследователь Х. Домозетов99, считающий, что нужно придерживаться дефиниции компьютерного пирата или "хакера", варьирующейся от "лица, ставшего маньяком своей работы" до "лица, использующего свои умения для запрещенного доступа к компьютерным программам, системам и базам данных". Основными мотивами данной проблемы он считает отсутствие законов и практики защиты авторских прав на программные продукты, а также интеллектуальное соперничество. Вторичными мотивами являются, по его мнению, недостаточная востребованность специалистов, отсутствие системы этических норм, любопытство. В западных же странах причины распространения компьютерных вирусов скорее интеллектуальные (соперничество, любопытство и т.д.), чем юридические и экономические.

Хотелось бы отметить и яркий пример технократического подхода к проблеме компьютерной преступности, к сожалению, достаточно распространенный. Известный информатик А. Чернов считает100, что компьютерные системы должны быть защищены программно, а не законодательно. Это - единственная надежда, что слабые места в них будут исправляться. Ели хакерство будет уголовно наказуемо, то "дырки" в программном обеспечении останутся, и исправлять их будет никому не нужно. Сейчас хакеры практически безнаказанны, и это гарантия того, что инженеры будут внимательно относиться к безопасности разрабатываемых продуктов. По его мнению, хакеры - санитары Сети.

Описание хакерства, по мнению ряда специалистов, в целом является междисциплинарной проблемой и, помимо социологии информатизации, может вписаться и в общеметодологические подходы, например, социологии молодежи.

***

В настоящее время в области социальной информатики в целом и социологии информатизации, в частности, уже ведут достаточно масштабную научно-исследовательскую и преподавательскую работу значительное число специалистов. Тем не менее, проблемные области данных направлений, на наш взгляд, еще недостаточно четко определены, понятийный аппарат находится в стадии формирования, а основные направления исследований и включаемые в их состав проблемы требуют не только детальной структуризации, но и всестороннего изучения и обсуждения.

На наш взгляд, социология информатизации может в принципе претендовать на статус специальной (частной) социологической дисциплины потому, что это научное направление:

  • имеет свой предмет исследования - информатизацию общества как социотехнический, системно-деятельностный процесс овладения информацией, целью которого является формирование информационного общества, становящегося ее объектом;
  • имеет свои собственные категории и понятия;
  • имеет свою систему методов, включающую и специальные методы исследования, которые нами будут рассмотрены в первой главе второго раздела.

Выполняемые научные исследования делают правомерной постановку вопроса о введении новой научной специальности - социальная информатика - специальности, по которой могли бы приниматься к защите кандидатские и докторские диссертации, в том числе по ряду специализаций - социология информатизации, психология информатизации и другим. По данной специальности могут защищаться представители вузов и техникумов социального профиля РФ, специалисты различных аналитических структур, выпускники системы послевузовской подготовки.

Появление специалистов с научной степенью по данной специальности позволит более эффективно проводить изучение в целом, в том числе социологические исследования, проблематики информатизации общества, улучшить качество аналитических и прогнозных выводов и рекомендаций, оперативнее внедрять их в практику.

Предложение о включении социальной информатики в реестр научных специальностей поддерживается Академией социальных наук, Академией естественных наук, Международной академией информатизации, Ассоциацией кафедр социальной информатики, а также научной общественностью ряда ведущих вузов страны - МГУ, МГСУ, МПГУ, Института молодежи и других.

Введение
РАЗДЕЛ 1.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
РАЗДЕЛ 2.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
РАЗДЕЛ 3.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Соколова И.В.
Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи.
Последняя редакция 1999 г.
© Соколова И.В.
назад следующая
Hosted by uCoz