Глава 2. Глобализация информационного отражения социального пространства как cоциологическая проблема

Одной из важнейших теоретико-методологических проблем информатизации является проблема ее взаимосвязи с эколого-безопасным, устойчивым развитием общества28.

Основой информационной экономики являются знания, имеющие неоспоримые преимущества по сравнению с материальными ресурсами, жестко подчиненными законам сохранения. Социально-экономическая структура общества, базирующаяся на информационной экономике, уже по сути своей избегает большинства социально-экономических и экологических проблем.

Вместе с тем, переход на модель устойчивого развития невозможен без ускоренной и широкомасштабной информатизации общества и его сферы взаимодействия с природой, что позволит сформировать интегральный интеллект цивилизации, способный реализовать модель устойчивого развития и одновременно информационное общество29.

В соответствии с нашей концепцией гуманитарного (или социокультурного) варианта развития информатизации общества рассмотрим ее необходимые теоретико-методологические предпосылки.

При этом необходимо отметить: поскольку обычно понятие "социальное" в теории и на практике трактуется в широком и в узком смысле слова, то и предпосылки социокультурной информатизации общества, на наш взгляд, следует рассматривать через призму двух толкований понятия "социальное".

"Социальное" в широком смысле слова, как известно, тождественно понятию "общественное". В этом смысле анализ предпосылок информатизации - это анализ необходимого состояния всех сфер жизни общества с точки зрения их готовности воспринимать и развивать информатизацию.

При трактовке "социального" в узком смысле слова должны рассматриваться идеальные информационные особенности жизнебытия и ментальности общества, информационные потребности и ожидания различных социальных групп, требуемый уровень их готовности к процессу информатизации, а также социальная структура в ее соотношении с процессом информатизации. Особое значение имеет рассмотрение необходимого уровня доступности информации для тех или иных групп и слоев населения.

Рассмотрим необходимое и желательное состояние всех сфер жизни общества по отношению к информатизации.

Технический аспект социальных предпосылок информатизации. Развитие технической базы современной информатики, алгоритмического и программного обеспечения компьютерных средств - необходимое условие успешного решения задачи информатизации общества. Развитие науки и техники - движитель и средство реализации процессов информатизации.

Существенной для информатизации технической предпосылкой, как уже было нами ранее отмечено, является уровни телефонизации страны, распространенности радио и телевидения, которые в совокупности определяют возможность реализации его сетевого информационного пространства.

Далее необходимо отметить, что уровень развития науки и техники сегодня и, в целом, технологическая мощь государства, его способность выйти на передовые в информационном отношении позиции в мире, во многом определяются возможностью создавать и производить суперкомпьютеры.

Экономические предпосылки информатизации. Основной экономической предпосылкой является демонополизация экономики. Имеется в виду, в первую очередь, естественное существование и развитие в обществе различных форм собственности. Далее принципиально важно правильно понимать, что речь идет не о разрушении монополий, в недрах которых рождаются все наукоемкие технологии, а о придании этим монополиям так называемых фирм-посредников, главная функция которых должна заключаться в согласовании потребностей общества с деятельностью монополий.

Информатизация фундаментальных разработок в области наукоемких технологий, с одной стороны, и упомянутой посреднической деятельности, с другой стороны, принципиально различна. Если рассматривать пример компьютерного обеспечения, то в первом случае - это супер - компьютеры, во втором случае - так называемый мобильный компьютинг.

Политические предпосылки информатизации. Необходимой предпосылкой информатизации, как уже отмечалось, является демократизация. Значительное число исследователей занимается проблемами соотношения демократии и информационной среды30.

Лишь демократии нужна совершенная информационная среда, поскольку она является ее атрибутом. С одной стороны, только информированный и компетентный человек может принимать участие в народовластии. С другой стороны, органы власти без совершенной информационной среды не могут в полной мере реализовывать данные им полномочия, будучи уверенными в том, что народ их поддерживает.

Культурно-духовные предпосылки информатизации. Проблема необходимости развития информатизации в социокультурном направлении должна быть собственно социальной проблемой, т.е. проблемой, которая глубоко осознается в обществе.

Информационный образ жизни должен являться нормой жизни, а информация занимать высокие позиции в системе человеческих ценностей.

Необходимо достижение высокого культурно-духовного потенциала общества, составляющими которого являются накопленные достижения культуры, знания и люди, носители этих ценностей. Очевидно, что достижение этой предпосылки непосредственно связано с наличием и пониманием обществом национальной идеи и цели развития.

Нами полностью разделяется мнение профессора Н.Н. Бокарева о том, что глобальная ориентация человечества на воспроизводство человека, личности, на выживание и пристойную жизнь каждого человека, его социализацию - не овладела ни общественным, ни индивидуальным сознанием31.

Наряду с отмеченными выше, в ряду актуальных проблем информатизации общества, по нашему мнению, особое место принадлежит информационной безопасности. Иными словами, в обществе должны быть решены проблемы защиты общественного и индивидуального сознания от проникающего, порой весьма разрушительного действия мощных информационных технологий.

Название таких научных проблем и решение обусловленных ими практических задач обозначается ныне термином "экология сознания"32. Экологизация сознания предполагает коренное изменение характера производственной деятельности; рационализацию информационного потребления, сохранение психического здоровья людей, включая и моральное воспитание общества. Необходимо выбрать такой вариант экоразвития, при котором устойчивый прогресс общества будет поддерживаться средствами массовой информатизации, сочетаться с экологической безопасностью. Ряд авторов говорит о необходимости развития информационной экологии как особой науки, призванной способствовать формированию здорового образа духовной жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил информационной гигиены должно приводить к сознательной самоорганизации "информационного потребления" и оптимизации духовной жизни.

Должна развиваться и быть высокой степень мотивационной готовности населения к использованию новых информационных технологий, чему, очевидно, объективно способствует стремительный процесс внедрения информационных технологий в различные сферы жизнедеятельности общества.

Уровень компьютерной грамотности, в свою очередь, должен соответствовать высоким темпам информатизации и современной информационной культуре.

Страна может считаться развитой и готовой к вступлению в информационное общество, если соответствует следующим требованиям ООН: любой человек с образованием 5 классов считается неграмотным и рассматривается как социально несостоятельный, неквалифицированным трудом занимаются лица с образованием не ниже 9 классов, рядовой работник имеет за плечами 11,5 лет обучения - общего и профессионального.

Хотелось бы более подробно рассмотреть предпосылки информатизации в социальной сфере.

Приведем наиболее значимое для рассмотрения социальных предпосылок информатизации определение понятия "социальная сфера".

Социальная сфера33 - целостная, постоянно изменяющаяся подсистема общества, порожденная его объективной потребностью в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

В качестве рабочего определения нами рассматривается социальная сфера как пространство и процесс расширенного воспроизводства человека как личности, как субъекта исторического процесса.

При этом важно помнить, что имеется в виду как физическое, так и культурно-духовное формирование личности. Этот очень важный методологический момент, так как развитие интеллектуальной и культурно-духовной деятельности как стержня информатизации невозможно без соответствующего прогресса в физическом развитии человека. Резервы же для российских людей в этом смысле огромны. Так, например, для европейского генотипа рост современных американских юношей и девушек - соответственно 185 и 175 см., на наш взгляд, может служить "идеальной планкой" физического расширенного воспроизводства.

Уровень образованности той или иной страны рассматривается ООН как важнейший показатель ее развитости. Так, например, количество лет обучения считается обобщающим индикатором (показателем) уровня культуры страны и входит, в свою очередь, в обобщающий индикатор уровня жизни в целом - так называемый "индекс человеческого развития", который складывается из трех показателей: количества лет обучения; средней продолжительности жизни и величины валового внутреннего продукта на душу населения.

В таком контексте более понятным становится популярный в последние годы тезис, в соответствии с которым сфера образования расценивается как универсальное средство, а, по мнению С.П. Пимчева34, точнее и глубже - способ общественного развития.

Современной наукой доказано, что ресурсы естественного человеческого интеллекта используются в незначительной степени, средний человек в течение своей жизни расходует не более 4-6& своих интеллектуальных возможностей. Значительно улучшить этот показатель, приблизить его к объективному рубежу возможностей человека - серьезнейшая задача общества, в которую свою лепту должен внести и прогресс информационной техники и технологии.

Информация, информационные технологии должны способствовать повышению качества жизни, способствовать улучшению условий расширенного воспроизводства духовного и нравственного потенциала личности. Для этого необходим свободный доступ каждого человека к социально-бытовой (информационные центры муниципалитетов, префектур и т.д.), политической, экономической, культурно-духовной и иной информации. Особое социальное значение в современных условиях приобретает сам факт наличия компьютеров с сетевым выходом в каждом доме (семье), в детских садах, школах и вузах.

Рассмотрим основные теоретико-методологические подходы к анализу информационных потребностей и особенностей существования различных социальных групп, а также к анализу развития социальной структуры общества в условиях информатизации.

Выстраивая социальную структуру по одному из критериев: отношению к собственности, уровню жизни, полу, возрасту и т.д., необходимо дополнить полученную структуру "информационным срезом".

Очевидно, например, более позитивное и активное отношение к информатизации в среде молодежи по сравнению с людьми старшего возраста. В других же вариантах структурирования общества часто не так очевиден "информационный срез", необходимы специальные социологические исследования. Без получения подобных знаний невозможно эффективное вовлечение в процесс информатизации различных социальных групп.

Анализ и прогнозирование изменений социальной структуры под влиянием информатизации необходимо, видимо, вести по следующим направлениям:

  • изменения качественных характеристик социальных групп (их размеров, социально-демографических, профессиональных, культурно-образовательных параметров);
  • изменения процентных соотношений между различными социальными группами, слоями стратификации общества;
  • изменения типов взаимосвязей и отношений между социальными группами.

Для анализа социальной структуры А.М. Ореховым предлагается понятие35 "оверстрат" - большая социальная группа, складывающаяся из "стратов" различных социальных групп. Например, "оверстрата" управленцев складывается из двух больших профессиональных "стратов": чиновников как государственных управленцев и менеджеров как частных управленцев.

Принадлежность к классу определяется долей общественного богатства, имеющегося у индивида (обычно выделяется три класса: высший, средний и низший). Но и оверстратов бывает максимум три: оверстрат вещественных (имущественных) собственников, оверстрат управленцев и оверстрат интеллектуальных собственников. Это позволяет плодотворно проводить исследование социальной структуры различных обществ, в том числе информационного общества. Сам тип подхода к исследованию социальной структуры назван автором "оверстратно - классовым подходом".

На наш взгляд, теоретико-методологический подход А.М. Орехова позволяет проводить глубокий анализ социальной структуры информационного общества. Особенно важно отметить, очевидно, нечасто встречающееся в современной социологической науке понимание значимости классовой составляющей анализа социальной структуры.

Существует также практически не осмысленная, однако, на наш взгляд, очень важная проблема философского и социологического анализа социальных последствий параллельного развития в российском обществе двух компьютерных сред - IBM и Macintosh. Как известно, покупателями и пользователями этих практически несовместимых компьютерных сред являются мало пересекающиеся и в реальной жизни социальные группы. Особенную тревогу вызывает значительная распространенность, в том числе и не без помощи государственных организаций, наиболее перспективных обучающих экспертных систем именно на базе среды Macintosh.

В процессе развития информатизации каждое из диалектически взаимосвязанных начал человека - физическое, психическое и социальное - требуют специального учета, так как только в этом случае новые возможности информационного общества могут быть в полной мере использованы для всестороннего развития человека. Неучет специфики этих начал человека, стихийная информатизация чревата трудно прогнозируемыми в полной мере отрицательными общественными последствиями информатизации.

Каждая социальная группа имеет свой специфический вариант социализации, а это значит, что в условиях информатизации все современные средства коммуникации и компьютеры должны делать учет этой специфики более совершенным, а не нивелировать ее, стандартизуя человека.

Остановимся на основных, на наш взгляд, современных социальных проблемах, а также на теоретико-методологических и методических подходах к их решению в условиях информатизации:

  1. Проблема адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде. В условиях развертывания информатизации общества необходим точный учет специфики физического начала каждой личности – лишь в этом случае новая информационная среда в принципе может снять проблему отклонения отдельно взятого человека от так называемого "стандарта".

Последнее понятие взято нами в кавычки, так как оно не может быть применено к личности и порождено материальной эпохой, усредняющей, стандартизирующей человека и заключающей его в рамки огромных социальных групп, якобы не имеющих внутренней структуры и разнообразия. Одним из наиболее ярких тому примеров может служить проблема "левшей", их невозможности адекватной адаптации в материальную эпоху как за счет "правосторонней" технологической базы, так и за счет тенденции системы образования, направленной на переучивание "левшей" на "правшей". Данная практика существенно уменьшает как возможности личностной реализации "левшей", так и их потенциальный вклад в интеллект нации.

Точной интерпретации требует в этом контексте само понятие – "лицо с ограниченными физическими возможностями". К сожалению, часто это понятие в теории и на практике отождествляется с инвалидами, формально признаваемыми государством через определение так называемой группы инвалидности.

На наш взгляд, упомянутая выше трактовка понятия может быть принята лишь в узком, чисто медицинском смысле слова. В расширительный же, социальный вариант трактовки понятия "лицо с ограниченными физическими возможностями" должны быть включены:

  • инвалиды, формально признаваемые государством;
  • инвалиды, не признаваемые государством, но имеющие различного рода физические ограничения;
  • женщины, имеющие малолетних детей и, поэтому, не имеющие возможность покидать до
  • пенсионеры;
  • дети и подростки, которые не могут быть приняты на "взрослую" работу в соответствии с нормативными ограничениями, но желающие и имеющие возможность работать по несколько часов в день.

Подобная трактовка позволяет использовать современные информационные технологии для свободной социализации всех перечисленных социальных групп. Это может быть либо установка службами социальной защиты государства компьютеров на дому (инвалидам, женщинам с малолетними детьми, пенсионерам), либо разработка гибкой, отвечающей современным реалиям, государственной политики занятости подростков и молодежи.

В целом, на наш взгляд, проблема "электронного надомничества" не находится в центре внимания теоретиков и практиков социальной работы, социальной информатики, а также государственной социальной политики.

Успешная адаптация лиц с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде требует особого подхода к разработке, прежде всего, устройств ввода и вывода компьютерной и другой информации.

  1. Социально-психологические проблемы информатизации. У людей, как известно, различна психологическая устойчивость к процессам информатизации. Необходимо точное определение предельно допустимых нагрузок на психику у различных социальных групп в условиях стремительно возрастающих в современных условиях потоков информации.

Рассмотрим проблемы социальных групп, выделенных нами только по двум критериям - полу и возрасту.

При анализе по половому критерию особого внимания, на наш взгляд, заслуживают женщины. Именно они приняли на себя сегодня во всем мире основной груз в области практической компьютерной работы.

Важной особенностью постиндустриального общества является тот факт, что основная занятость и наибольшая доля ВВП приходятся на два не вполне четко разграниченных сектора: сектор услуг (личных, деловых, образовательных, досуговых) и сектор информационный. Причем оба сектора рождают огромный спрос на женскую рабочую силу, поскольку ей присущи такие традиционные черты женского отношения к работе, как: большая склонность к рутинному труду, меньшая склонность к специализации, потребность в особом моральном климате на рабочем месте36.

При выполнении многих трудовых функций в постиндустриальном обществе, связанных с организацией межличностного общения, образовательного процесса, с обработкой информации, общая культура и коммуникабельность оказываются более важными, чем узко специализированные знания. Наконец, множество функций по обработке информации можно выполнять дома или в любом другом месте и в любое удобное время суток, что наряду с развитой сферой торговли, бытового обслуживания, позволяет женщине успешно сочетать семейную и производственную роль. Все это в современных условиях может сделать женский труд более предпочтительным и востребованным.

Возникли новые проблемы и при анализе социальных групп по возрастному критерию. Так, например, известно, что наиболее подвержены "зомбированию" по телевидению и другим СМИ молодежь и люди старшего возраста. Отсюда возникает принципиальная необходимость правовых ограничений объема и содержания воздействия СМИ на различные возрастные группы. Такие ограничения должны основываться на базе глубоких научных исследований социологов и психологов.

На повестке дня сегодня активизация изучения в целом социально-психологических аспектов информатизации. Должны глубоко исследоваться такие социально-психологические явления как компьютеромания и компьютерофобия.

  1. Проблема языковой коммуникации в условиях информатизации. Языковая коммуникация составляет ядро информатизации, поэтому ее электронные средства должны органически встраиваться в сеть естественно сложившейся для каждого человека языковой среды. В условиях России широкое распространение нерусифицированных программных средств, наличие общественного мнения о нормальности подобной ситуации - тяжелая по перспективным последствиям социальная проблема.

Должны быть разработаны качественно новые средства информатики и компьютерной лингвистики массового применения, поскольку имеющиеся средства не соответствуют социальным потребностям либо по уровню доступности, либо по составу слов (тезаурусу) и качеству перевода.

Сложность проблемы межнационального языкового обмена в условиях информатизации отражена в работах ряда авторов. Так, например, о необходимости глубокого анализа роли русского языка в сохранении единого информационно-интеллектуального пространства СНГ говорит академик РАЕН К.К. Колин37. Ш.Ш. Чипашвили37 отмечает, что современные и, тем более, перспективные, информационные технологии позволяют осуществлять необходимые переводы даже в динамическом режиме работы. Однако существуют две вряд ли полностью преодолимые трудности: во-первых, необходимо великое множество реализованных автоматических переводчиков; во-вторых, никакие ухищрения не позволят достигнуть желаемой степени адекватности межнационального языкового перевода.

Если взять какой-либо язык в качестве посредника, то здесь возможны, по мнению автора, два пути. Первый из них - полагать этот язык вспомогательным вторым языком и на нем осуществлять все процессы познания, образования и профессионального общения.

Второй путь - считать этот вспомогательный язык только внутренним языком-посредником для технических устройств. Неадекватность перевода в этом случае легко преодолевается, если взять в этом качестве международный искусственный язык эсперанто, который обладает такими интерлингвистическими свойствами как плановость, апостериорность, автономность и нейтральность.

Представляется проблемным использование "мертвого", не поддержанного развитием определенной нации, языка для адекватного перевода культурно-духовной проблематики. Названными его интерлингвистическими достоинствами в достаточной степени обладает русский язык как язык нации диалогового типа культуры.

Необходимо отметить тот факт, что даже в достаточно серьезных изданиях в качестве упомянутого языка-посредника, на котором в плане теории предлагается осуществлять все процессы познания, образования и профессионального общения, называется английский язык, который сегодня признан официальным языком сети Интернет.

  1. Проблема информационной безопасности личности, общества, государства. Главная социальная функция информационной безопасности заключается в обеспечении стабильности и устойчивости социально-экономического и социально-политического развития общества в соответствии с объективно действующими закономерностями и тенденциями при наличии внутренних и внешних угроз. Информационная безопасность всегда анализируется учеными и специалистами в контексте социальной безопасности страны и мира.

В свою очередь главным социальным аспектом содержания информационной безопасности является система направлений, институтов и особенностей функционирования информационных потоков, соответствующих или не соответствующих характеру выполнения субъектами управления своих социальных функций.

При изучении социальных аспектов информационной безопасности важными показателями являются38:

  • степень информированности различных социальных слоев и групп населения;
  • социальные чувства, настроения, стереотипы;
  • установки в сфере законопослушания и использования информации;
  • законные интересы.

В качестве интегрального показателя выступает оценка социальной активности в информационном пространстве.

Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком из разных источников информация не препятствует свободному формированию и развитию его личности.

В качестве опасных воздействий на личность (информационных угроз) могут выступать:

  1. целенаправленное информационное давление с целью изменения мировоззрения, политических взглядов и морально-психологического состояния людей;
  2. распространение недостоверной, искаженной, неполной, неоперативной информации;
  3. использование неадекватного восприятия людьми достоверной информации.

Важно отметить и появление термина "информационный фактор поражения", с которым ряд авторитетных ученых, например, связывает как развал существовавшей системы российского общества, так и становление новой системы. Отсюда вытекает вывод о том, что углубление системно-информационного подхода к изучению общества должно стать на рубеже XX-XXI веков и в дальнейшем приоритетным направлением российской науки39.

Информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по себе, сколько тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими процессами. Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу. Запрограммировать широко распространенные сегодня игровые программы на ту или иную установку не представляет труда. Виртуальную систему можно заразить вирусом, который будет кодировать человека на определенные слова (приказы), что позволит получить в дальнейшем социально опасный эффект "зомби".

При разработке и практической реализации российской государственной политики в сфере информатизации, очевидно, необходимо принять к сведению тот факт, что за рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в рассмотренном выше отношении является компетенцией специальных уполномоченных по защите прав граждан в информационных системах.

Подходя к информационной среде общества как пространству социальных коммуникаций, рассмотрим сущность и основные различия ресурсной и социокультурной концепций информационной среды общества.

Если информационная среда рассматривается с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации, она, как правило, является техническим объектом, служащим определенным человеческим целям, которые выступают внешними условиями функционирования. Это ресурсный или технический подход к информационной среде.

Если только информационная среда начинает рассматриваться как средство коммуникации, не сводящейся к передаче фактических сведений, но связанной с передачей мнений, приказаний, обещаний, гипотез, вопросов, слухов и т.д., среда выступает неотъемлемым фрагментом культуры40.

Абсолютизация первого подхода предполагает веру в то, что технические возможности предопределяют вектор развития общества. Абсолютизация же второго подхода может привести к забвению технических возможностей информатизации, недооценке технологических нововведений.

В процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что при создании информационной среды должно быть обеспечено диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации.

В теории социологических исследований технологии рассматриваются ныне как системные комплексы методологических, методических, организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью получения объективной, достоверной информации об изучаемых социальных отношениях и процессах41.

Исследователями отмечается, что единой и целостной системы социальной информации (ССИ) в России практически пока не существует. Ее создание выступает ныне как острейшая техническая и теоретико-методологическая задача на более или менее отдаленную перспективу.

Сегодня можно говорить лишь о начальном этапе создания такой системы в пространстве СНГ, функции которой, рассматриваемые через призму формирования стратегии информатизации общества, по мнению Ф.Н. Цырди, могли бы быть следующими42:

  • раскрытие адекватных социальных связей и взаимодействий в обществе с помощью информации, получаемой со всех "этажей" социального организма;
  • объединение всех информационных потоков в единое целое и отражение различных процессов и явлений в обществе;
  • накапливание информации о тенденциях и направлениях в развитии мировой экономики, международной политики, науки и техники, о возможности международного сотрудничества в различных сферах, а также обмена идеями и информацией между странами;
  • выполнение прямой и обратной связи (по вертикали) между управляемой и управляющей подсистемами, а также организация информационного взаимодействия (по горизонтали) между социальными системами, между ними и окружающей средой, между всеми членами социума;
  • обеспечение в необходимой мере засекречивания и защиты социальной информации, касающейся национальной безопасности и других целей государства;
  • обеспечение обработки первичной информации в соответствии с потребностями потребителя;
  • создание базы для формирования социальной памяти.

Сегодня нашу потребность в информации функционировании и развитии общества в определенной степени удовлетворяют Государственные комитеты по статистике СНГ и РФ.

Однако деятельность Госкомстата в значительной мере ориентирована на сбор и обобщение экономической информации, а данные по демографии, образованию, занятости населения, состоянию преступности, культурно-бытовым и жилищным условиям, медицинскому обслуживанию явно недостаточны для эффективного социального управления и, более того, нередко имеют скорее экономическую, нежели социальную "окраску". В частности, ССИ практически не содержит социально-бытовой статистики для информирования населения. К тому же значительная часть статистической информации устаревает, еще не дойдя до потребителя.

ССИ предполагает создание, прежде всего, иерархии в социальной информации в соответствии со сложившейся структурой государственного управления. Далее, при социальном управлении, в принципе, должна использоваться лишь информация о выходе значений ключевых параметров за соответствующие нормативные пределы. При нахождении ключевого параметра в этих пределах его текущие значения должны предоставляться только по запросу. Информация по остальному множеству параметров должна запрашиваться лишь в случае выхода ключевых параметров за нормативные пороги.

Совершенствование информационных потоков Госкомстата необходимо по ряду причин. Во-первых, отсутствие требуемой социальной информации часто возмещается на практике путем проведения дорогостоящих и не всегда качественных социологических исследований. Во-вторых, органы власти даже самого высокого уровня не должны превращаться в научно-исследовательские институты, филиалы статистических управлений или вычислительные центры, параллельно обрабатывающие огромные потоки "чужой" информации. Даже при условиях несовершенства государственных информационных структур, утечки информации и т.д., перспектива может быть только одна - органы власти должны заказывать (покупать) исходную статистическую и иную информации, накапливая и трансформируя ее затем сообразно своим потребностям силами собственных информационно-аналитических служб. В этих же службах должна собираться и необходимая социологическая информация, получаемая от соответствующих научных учреждений и центров.

Основными проблемами современных исследований в области информационных ресурсов общества (ИР) являются:

  1. Раскрытие сущности ИР как формы представления знаний, определение и исследование закономерностей формирования, преобразования и распространения различных видов ИР в обществе.
  2. Разработка методологии количественной и качественной оценки имеющихся в обществе ИР, а также прогнозирования потребностей общества в этих ресурсах.
  3. Создание методов исследования структуры и топологии распределения различных видов ИР по регионам России, а также в глобальном масштабе43.

Свободный доступ к национальным информационным ресурсам - важнейшее условие соблюдения конституционного права граждан на информацию, права "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом" (ст. 29, п. 4 Конституции РФ). В решении же задач обеспечения доступа к автоматизированным информационным ресурсам важнейшая роль принадлежит "географической" дислокации баз данных.

Особое значение для правильного анализа процессов информатизации общества имеет знание сущности и специфики развития информационно-обменных процессов. Общество представляет собой целостную систему, которая характеризуется, как известно, наличием необходимых функциональных и структурных элементов, а также обмена между этими элементами. Как правило, специалистами выделяются следующие типы обменов в обществе: материальный, энергетический и информационный.

История совершенствования информационного обмена совпадает с историей создания и совершенствования не только знаковых систем, техники создания знаков, но и глобальной информационной системы, формирование которой стало стремительно развиваться со второй половины ХХ века.

Основными фазами развития глобального информационного обмена следует считать устную, письменную, книжную и компьютерную (электронную) фазы осуществления коммуникативных процессов. Рассмотрим вклад каждой исторической этапа в совершенствование эффективности информационного обмена.

Устная фаза. Возникновение речи, языка - объективный процесс в развитии общества на самых ранних стадиях его зарождения, реакция на усложнение социальных отношений. Труд в единстве с членораздельной речью сыграл выдающуюся роль в развитии человеческой цивилизации. Речь является отражением мыслительных процессов, образа жизни человека. Культура речи наиболее ярко отражает уровень развития человеческого интеллекта.

Устная фаза открыла возможность оперативной реализации сложного по содержанию информационного обмена. Однако дальнейшему ее развитию стало мешать главное ограничение межличностного общения - необходимость непосредственного контакта между людьми.

Письменная фаза помогла решить проблему хранения информации, появилась более надежная возможность обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности поколений в их развитии).

Письменность как первая пространственно отделенная от субъекта форма моделирования природного и социального мира формирует общество, в узком, научном смысле слова, как цивилизацию, так как впервые предоставляет возможность оперировать социальной семантической информацией вне прямого контакта. Письменность, по достаточно распространенному уже образному выражению, явилась "семиотической революцией" в знаковых способах организации общества. Другой, не менее важный, вклад письменности в развитие общества заключается в том, что она послужила одним из важнейших средств сохранения языка в живом виде.

Книжная фаза дала возможность массового тиражирования информации и обеспечила сохранение авторства, интеллектуальной собственности (за счет выходных данных книги), а также существенно расширило пространство распространения информации и оперативный обмен ею. Однако эффективность книжной информатики со временем стала снижаться, образовалось противоречие между потоками текущей литературы и индивидуальными читательскими возможностями, а также сложилась ситуация, когда легче открыть или создать что-либо, чем удостовериться, что это еще не было открыто или выведено. Таким образом, появилась необходимость в более совершенных технических средствах для снятия информационного кризиса.

Книга (разумеется, в основном, деловая, а не художественная) в настоящее время все более обретает электронную форму. Но исчезновение книги как культурного феномена учеными не прогнозируется. Более того, отмечается необходимость сохранения книги как атрибута культуры, ответственного за формирование и развитие индивидуально-образного, абстрактного мышления.

Компьютерная фаза Новый так называемый "безбумажный" этап в развитии социальных коммуникаций позволил существенно увеличить эффективность информационного обмена, снять остроту информационного кризиса, сформировать визуально-образную культуру. Бумага на этом этапе необходима только для воспроизводства визуально оформленных документов. Функции же систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя электронная техника.

Главное отличие наступившей компьютерной фазы, по мнению профессора А.В. Соколова, состоит не столько в опосредованности экраном коммуникативных процессов (видеотелефон, телевидение, кинематограф), сколько в факте общения человека непосредственно с электронной памятью. Диалог "человек - ЭВМ" - главное отличие электронной коммуникации от устной или документальной коммуникации, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог "человек - человек".

Это создает, с одной стороны, возможность более оперативного и глубокого удовлетворения информационных потребностей людей, но, с другой стороны, порождает предпосылки их межличностного разобщения, ослабления реальных социальных связей.

Каковы же, по мнению исследователей, качественно новые возможности компьютерной книги? Во-первых, в условиях информатизации и наличия глобальных информационных сетей компьютерная книга становится частью глобального полилога (широкого обмена мыслями, в который вступает каждый новый автор и текст), охватывающего в перспективе все человечество. Во-вторых, невиданная мобильность содержания и оформления компьютерной страницы способствует диалогу читателя-зрителя с ней. В-третьих, принципиально по-иному начинает действовать ее потенциальная сверхъемкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждую индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой "тысячи и одного автора". Компьютерная страница, таким образом, существенно расширяет социокультурный диапазон, но на новой информационной основе.

Принципиально необходимым, на наш взгляд, является рассмотрение теоретико-методологических подходов к анализу такого важного атрибута компьютерной фазы информационного обмена, значимого явления современности как сеть Интернет.

Объем публикаций по данной проблематике носит достаточно представительный характер. Глобальная сеть Интернет рассматривается в теории и на практике с разных позиций.

Наиболее узкое представление таково: Интернет - это объединение сетей, непрерывно связанных между собой так, что любой компьютер в сети "видит" любой другой, т.е. может передать ему пакет данных и получить ответ за доли секунды.

Наиболее широким является представление об Интернете как о кибернетическом пространстве, идеалистической субстанции, рождающей киберкультуру со своим образом мыслей, своим языком.

Построение сообщества Интернет сопровождалось внешне благородным лозунгом формирования модели грядущей человеческой цивилизации, которая будет основана на свободе личности. Примером наиболее распространенной фразеологии в публикациях по Интернету, может быть следующая выдержка: "Internet являет собой замечательный образец открытости и пример сотрудничества множества совершенно разных людей из самых разных стран мира…Эту удобную среду населяют самые разные люди и компьютеры…Несомненно, все придут к пониманию того, что наступает Эра Информации и Internet - пророк ее44". Важно отметить также тот факт, что название сети в отечественных научных и популярных публикациях часто приводится в оригинале (по-английски), а по-русски слово "сеть" пишется с большой буквы - Сеть, при этом однозначно понимается, что речь идет о сети Интернет.

Но в действительности упомянутое выше справедливое киберобщество не более чем утопия. Какой бы ни была среда общения - реальной или виртуальной, взаимодействуют в ней живые люди со своими интересами. Активное вторжение Сети в жизнь общества, формирование ранее не существовавших в ней потенциальных источников конфликтов и отсутствие действенных регуляторов, способных обеспечить эффективную защиту общественных и личных интересов, неизбежно поднимут вопрос о гласном или не гласном глобальном контроле содержательной стороны информационных процессов в прямой или опосредованной форме45.

Как и в реальной рыночной экономике, провозглашаемый принцип открытости и демократичности Сети на самом деле есть инструмент обеспечения доминирующей роли небольшой группы технологических и экономических лидеров. Одновременно, процесс естественным образом подавляет свободу потребителей данных технологических решений - они вынуждены становиться рынком сбыта.

Таким образом, экспорт идей универсальных "прав человека", "свободы личности" и т.п. во многом представляет собой средство установления во всем мире идеологии экономического гегемона, каковым в настоящее время являются США. Одновременно распространяется и "культурная гегемония" США - как в форме широкого распространения языка и образа жизни, так и в форме пропаганды мировоззрения.

В философско - футурологическом исследовании проблемы Интернета Э. Дайсон отмечает, что жизнь в эпоху Интернета во многом упростится и станет более удобной и яркой. Однако автор предостерегает от недооценки новых реалий, которые Интернет привносит в нашу действительность. Прежде всего, это проблема сохранения неприкосновенности частной жизни, того, что на английском языке называется "privacy". Кстати, в русском языке точного эквивалента этому термину нет: это связано, по-видимому, с принципиальной разницей в отношениях между личностью и обществом, характерных для англосаксонского и русского менталитета.

Введение
РАЗДЕЛ 1.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
РАЗДЕЛ 2.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
РАЗДЕЛ 3.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Соколова И.В.
Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи.
Последняя редакция 1999 г.
© Соколова И.В.
назад следующая
Hosted by uCoz