Быстрое развитие и использование информационных и коммуникационных технологий не только открывает новые возможности, но и ставит новые задачи перед мировым сообществом. Создание так называемых "информационных магистралей" очевидно отразится на экономической, социальной, культурной и образовательной сферах. Это потребует также более широкого участия и конкретных действий со стороны международных, национальных и региональных организаций и учреждений. Так, например, ЮНЕСКО в своем Уставе формулирует следующие задачи: способствовать сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех средств информации, поощрять развитие народного образования и распространение культуры, а также помогать сохранению, увеличению и распространению знаний173. Непрерывное совершенствование технологий, касающихся предоставления информации, обеспечения доступа и обмена ею, требует принятия неотложных мер в этой области на международном, национальном и региональном уровнях. Повсюду в мире отмечается тенденция к увеличению потока данных. Цифровая технология произвела своего рода революцию, она позволяет объединить в цифровой форме текст, графическое и видео изображение, речевое и музыкальное сопровождение; на основе этой технологии создаются мощные новые средства представления и передачи знаний, а также средства обучения. Относительно низкая стоимость и большая мощность таких устройств способствуют их широкому распространению, в том числе для целей педагогической подготовки. Интернет позволяет обеспечить передачу технологии и знаний на всех уровнях образования. На всех ступенях образования принимаются меры к тому, чтобы как можно больше преподавателей имели возможность окончить компьютерные курсы. Неуклонный процесс распространения компьютеров, причем в сфере как формального, так и неформального образования - способствует росту понимания потенциала стратегий компьютеризации в качестве экономически выгодного решения целого ряда проблем, связанных с обучением. Новая информационная технология позволила:
В результате применения информационных и коммуникационных технологий учащийся не ограничен теперь пространственными и временными рамками. В программном документе ЮНЕСКО "Реформа и развитие высшего образования" высшим учебным заведениям настоятельно рекомендуется шире использовать возможности коммуникационных технологий. Прогресс в этой области привел к созданию, в качестве альтернативных систем передачи знаний, крупномасштабных "мегауниверситетов" и к стиранию различий между традиционными и "дистанционными" университетами. В публикациях по проблемам современного образования практически постоянно, в любом контексте, присутствует также термин "открытый университет". Во всем мире в настоящее время насчитывается примерно 600 млн. студентов, из них 30 млн. (каждый двадцатый) обучаются в рамках системы удаленного доступа, или, иначе говоря, дистанционного образования. Под дистанционным обучением понимается совокупность передачи учебной информации студенту, стимулирование его учебной деятельности и, если необходимо, принятие корректировочных мер, т.е. речь идет об индивидуализированном обучении174. Хотя прогресс в области информационных и телекоммуникационных технологий во многих отношениях ставит перед обществом в целом и перед его системой образования, в частности, новые задачи, его влияние на отдельных членов общества различно. Универсальные методологии "информационного общества" отсутствуют, а "супермагистрали", обеспечивающие доступ к информации и обмен ею, открыты не для всех. Увеличивается разрыв между развитыми и развивающимися странами в плане доступа к технологии и ее использования, поэтому уже сегодня должна идти речь об установлении минимальных квот участия в информационно-технологических процессах для бедных слоев населения175. Несомненно, такое неравенство в доступе к информационным технологиям существует не только между странами, но и внутри отдельных стран.
По мнению Международной комиссии по образованию ХХI века, существует реальная опасность того, что укоренятся два типа обществ - динамичных и отстающих, причем это будет существенным образом зависеть от доступа отдельных лиц к технологиям. Комиссия считает, что появление информационных обществ является своего рода серьезным испытанием для таких взаимосвязанных аспектов. Системы образования на базе коммуникационных технологий призваны сыграть решающую роль в формировании человеческого потенциала. Системы, базирующиеся на знаниях, накопленных в различных предметных областях (базы знаний), в частности в образовательной сфере, сегодня пользуются огромным спросом в мире. Среди основных тем обсуждения на Конгрессе ЮНЕСКО, касающихся применения новых информационных технологий (НИТ) в сфере образования и подготовки кадров, были две темы, на которых представляется важным остановиться. Учащиеся. Изменение роли учителя, который является теперь в меньшей степени распространителем информации и в большей степени - воспитателем, советчиком и руководителем в ходе учебного процесса, ведет, в свою очередь, к росту ответственности учащихся. Формирование творческой атмосферы, когда обучение пронизано духом сотрудничества, обусловливает изменение роли учащихся, требует с их стороны более четких внутренних установок и ответственности. Важно понять, каким образом в рамках учебных заведений можно осуществить такие изменения, которые позволят учащимся воспользоваться возможностями НИТ для обучения (телевидение, видео, радио, Интернет, видеомосты и т.д.) - от открытых классных занятий до открытых университетов, включая и другие формы непрерывного образования, особенно важного в условиях стремительного технологического прогресса. И здесь возникают следующие вопросы:
Преподаватели. НИТ можно использовать в качестве катализатора с тем, чтобы содействовать изменению роли преподавателей, которые в меньшей степени являются теперь распространителями информации, и в большей степени - советчиками, воспитателями, штурманами знаний, консультантами и даже коллегами учащегося. НИТ является также средством, дополняющим традиционные педагогические методы и практику. Определяющим фактором эффективного использования НИТ являются знания и навыки преподавателя, касающиеся применения и интеграции этих технологий в ходе обучения. Без эффективной подготовки и переподготовки преподавателей инвестиции в технологию желаемой отдачи не принесут. При развитии образования в России необходимо учитывать помимо зарубежного опыта, прежде всего, богатые традиции, особенности российского образования. Как отмечает академик Н.Н. Моисеев176, широта нашего образования, преодолевающая узкий практицизм, свойственный западной высшей школе, способна сыграть решающую роль на современной стадии развития научно-технического прогресса. Частое появление новых направлений деятельности, быстрая смена номенклатуры производимой продукции требуют от специалиста способности легко переходить от одной профессиональной ориентации к другой. А для этого необходима, прежде всего, образовательная основа - знание фундаментальных наук - и общая, в том числе и гуманитарная, образованность и культура, т.е. гуманитарная образованность, которая, в частности, у западных инженеров практически полностью отсутствует. Развитие отраслей современной технологии могут совершить только те нации, которые способны обеспечить высокий уровень образованности (и дисциплины труда) населения. По итогам деятельности Международного конгресса Юнеско был создан ряд инновационных проектов, в реализации которых участвует и высшая школы России177, проанализированы новые варианты подходов к ее информатизации. Важно отметить, что на II Международном конгрессе "Информатика и образование" в Национальном докладе РФ были зафиксированы современные подходы к преподаванию в высшей школе информатики как фундаментальной дисциплины. В состав фундаментальной информатики впервые как значимый элемент был включен раздел - социальная информатика178 и определены основные проблемы предметного поля ее исследований (см. схему на следующей странице). Новые подходы к содержанию и форме осуществления высшего образования позволят сохранить интеллект высшей школы России, а значит и интеллектуальный потенциал нации в целом. Важным представляется изучение проблем формирования и развития интеллектуального потенциала студенчества как социальной группы, значительная часть которого сегодня не востребована. Студенчество является наиболее гибкой социальной группой, легко приспосабливающейся к условиям информатизации общества, новым информационным технологиям. Поэтому проблемы развития социального интеллекта студенчества как одной из важнейших для будущего России социальных групп являются, по нашему мнению, наиболее значимыми в современных условиях. Информатизация образования сегодня рассматривается сегодня как абсолютное и обязательное условие создания интеллектуальной базы грядущего "информационного общества". В Концепции информатизации высшего образования, утвержденной 28.09.93 г., цель информатизации образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества, формирование новой информационной культуры мышления путем индивидуализации образования179. Новации в высшей школе неотделимы, на наш взгляд, от новых подходов к образованию в средней школе в современных российских условиях. Проблеме оценки эффективности деятельности (работы) и вопросам аттестации школы посвящено достаточно много специальных исследований и публикаций. Однако специалистами отмечается180, что ряд существенных позиций требует взгляда на эту проблему через призму современности:
Активно развивающаяся с начала 90-х годов педагогическая информатика занимается проблемами создания и реализации концепции образования людей181, которым предстоит жить в стремительно развивающемся информационном обществе. Наиболее системно и глубоко, на наш взгляд, идеи и уже значимый в исторической ретроспективе опыт педагогической информатики как научного и учебного направления проанализирован, обобщен и развит Е.Н. Пасхиным, при этом педагогическая информатика рассматривается им как самостоятельная междисциплинарная отрасль научного знания. Среди целей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей, гуманизация и доступность образования), определяется и ряд специфических - компьютерная грамотность, информационное обеспечение образования (базы знаний и данных), индивидуализированное образование на основе новых компьютерных технологий обучения. Компьютерная методология обучения включает в себя ряд деятельностных методов, свойственных педагогической информатике, в частности метод компьютерного моделирования учебной среды, метод информирования, метод программирования учебной деятельности, ассоциативный метод, метод тестирования, а также игровые методы активного обучения182. Важнейшее значение в развитии образования имеет предложенная академиком А.Д. Урсулом идея опережающего образования. Идея является логическим следствием философского вывода о необходимости опережения бытия сознанием в период перехода общества на модель устойчивого развития и управляемого формирования ноосферной цивилизации. По мнению академика К.К. Колина183, система опережающего образования, основанная на модели устойчивого развития цивилизации, позволит осуществлять:
В 1992 году в Госкомвузе была развернута первая научно-техническая программа Мультимедиа технологии, создана первая профессиональная инфостудия (ЭКОН), выпущены первые российские мультимедийные продукты. В 1995 году начался второй этап - программа Мультимедиа в образовании объединяет уже около 20 организаций на базе крупнейших университетов и научных центров, работу которых координирует Республиканский мультимедиа центр. Необходимо отметить, что учебные мультимедиа продукты, разработанные в рамках государственной программы, передаются в вузы бесплатно. Представительная международная и отечественная экспертиза российских мультимедиа разработок для образования позволяет сделать вывод о том, что российские мультимедиа продукты - одни из наиболее перспективных в мире. Российская высшая школа отмечается как самая благодатная почва для развития мультимедиа технологий в стране. Может быть определена главная цель государственной программы - разработка мультимедиа продуктов, внедрение их в учебный процесс российских вузов и выход на мировой рынок образования184. Смольникова И.А., ведущий специалист Отдела информатизации Управления научно-исследовательских работ Министерства общего и профессионального образования, отмечает185, что, мультимедиа, в частности, помогут осуществить смену парадигмы образования. Речь идет о переходе от, выражаясь образно, "наполнения сосуда" к "воспламенению факела", т.е. раскрытию и развитию индивидуальных возможностей человека. Однако при внедрении информационных технологий в образование, по мнению автора, возникают проблемы, которые надо решать комплексно:
Государство должно помочь с финансированием всех вышеуказанных направлений, иначе отставание России будет расти. Впервые в 1998 году секция факультета социальной информатики на Ежегодных социологических чтениях МГСУ объединила проблематику социальной информатики как научного и учебного направления и информационной политики РФ186. Подобное объединение позволило:
Информатизация образования в России развивается, несмотря на крайне неблагоприятные социально-экономические условия, и в этой связи определенный интерес могут представлять основные подходы, проблемы и опыт Московского государственного социального университета. На всех факультетах МГСУ читается учебный курс "Социальная информатика", позволяющий студентам включиться в проблематику информатизации общества, без знания которой о подготовке специалиста, удовлетворяющего современным требованиям, по нашему мнению, говорить невозможно. В самое ближайшее время, на наш взгляд, необходима разработка удовлетворяющей современным требованиям модели информатизации обучения в университете187. Компьютер в этой модели должен рассматривается с трех сторон: изучаться как таковой, как средство обучения и как демонстрационное средство. Далее, очевидно, должно последовать создание каждым подразделением университета: кафедрой, факультетом, институтом, представительством, филиалом концепции и программы информатизации научного и учебного процесса. Встает проблема более эффективного использования возможностей Центра обучающих технологий МГСУ в плане визуализации информации в ходе учебных занятий. В ближайшем будущем планируется широкое использование техники для демонстрации на большой экран цветной пленки лазерного принтера через кодоскоп, а также активной жидкокристаллической панели для дублирования на кодоскопном экране изображения монитора преподавателя. Остается острой проблема соответствия современным требованиям компьютерных классов и кабинетов самоподготовки в институтах, факультетах, ряде представительств и филиалов университета. Как минимум на головной машине компьютерных классов необходимо инсталлировать, помимо других программных средств, пакет SPSS последней версии для занятий, остальные же инсталляции возможно осуществить на домашних компьютерах преподавателей и аспирантов, что очень важно для поднятия уровня научной и преподавательской работы. Необходимо решить до конца проблему кадровой переподготовки с тем, чтобы все преподаватели университета имели необходимые материалы и были готовы проводить занятия с использованием современных информационных технологий. Разрабатываемые электронные учебные пособия, целесообразно делать не полнотекстовыми, а включать в них контрольные вопросы. По каждому учебному курсу должны быть разработаны исходные данные для подготовки частично автоматизированной системы рубежного контроля. Это позволит в дальнейшем преподавателю лично принимать экзамен (зачет) у студентов, имеющих необходимый минимум знаний. Перспективным направлением в образовании сегодня является использование в учебном процессе электронных учебников. Экспертные системы в качестве средства обучения сегодня получают все более активное распространение в мире и в стране, так как помогают реализовать новую концепцию обучения, позволяющую объединить знание и понимание. В МГСУ создан электронный учебник по курсу "Информатика и ВТ" и ряду других курсов. Идет работа по подготовке учебника по социальной информатике. Подходы к созданию следующих учебников важно регулярно обсуждать на общеуниверситетских семинарах. Более активного использования требуют возможности электронного читального зала МГСУ. Вся имеющаяся учебно-методическая документация, в том числе конспекты лекций, а также материалы научных конференций оперативно представляются всеми факультетами и кафедрами в электронный читальный зал. Подразделения Университета регулярно пополняют рубрикаторы тем Библиотечно-информационного Центра МГСУ по проблемам социального развития для перспективного централизованного поиска информации в сети Интернет. В современной вузовской практике наиболее перспективными направлениями являются включение образовательных программ в федеральные и региональные телекоммуникационные сети, развитие компьютерной университетской сети RUNNet, создание вузовских Internet-центров. В целом создание единого информационного пространства, доступного в учебном заведении любого уровня, рассматривается ректором МГСУ, профессором В.И. Жуковым188 как одна из наиболее актуальных задач развития системы образования. Собственный Интернет-Центр позволит Академии социального образования и Московскому государственному социальному университету регулярно пополнять своими научно-педагогическими разработками информационно-интеллектуальное пространство России. |
|
Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи. Последняя редакция 1999 г. © Соколова И.В. |
назад следующая |