РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. Новые подходы к образованию личности в современной информационной среде

Быстрое развитие и использование информационных и коммуникационных технологий не только открывает новые возможности, но и ставит новые задачи перед мировым сообществом.

Создание так называемых "информационных магистралей" очевидно отразится на экономической, социальной, культурной и образовательной сферах. Это потребует также более широкого участия и конкретных действий со стороны международных, национальных и региональных организаций и учреждений.

Так, например, ЮНЕСКО в своем Уставе формулирует следующие задачи: способствовать сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех средств информации, поощрять развитие народного образования и распространение культуры, а также помогать сохранению, увеличению и распространению знаний173.

Непрерывное совершенствование технологий, касающихся предоставления информации, обеспечения доступа и обмена ею, требует принятия неотложных мер в этой области на международном, национальном и региональном уровнях.

Повсюду в мире отмечается тенденция к увеличению потока данных. Цифровая технология произвела своего рода революцию, она позволяет объединить в цифровой форме текст, графическое и видео изображение, речевое и музыкальное сопровождение; на основе этой технологии создаются мощные новые средства представления и передачи знаний, а также средства обучения. Относительно низкая стоимость и большая мощность таких устройств способствуют их широкому распространению, в том числе для целей педагогической подготовки.

Интернет позволяет обеспечить передачу технологии и знаний на всех уровнях образования. На всех ступенях образования принимаются меры к тому, чтобы как можно больше преподавателей имели возможность окончить компьютерные курсы. Неуклонный процесс распространения компьютеров, причем в сфере как формального, так и неформального образования - способствует росту понимания потенциала стратегий компьютеризации в качестве экономически выгодного решения целого ряда проблем, связанных с обучением.

Новая информационная технология позволила:

  • учащимся, проживающим в удаленных районах мира, получить доступ к информационным ресурсам и специальным знаниям, которые отсутствуют на местном уровне;
  • создать новые средства для когнитивного обучения и интеллектуального сотрудничества. Исследования в области когнитивного обучения позволяют по-новому осмыслить и разработать стратегии обучения и реализовать новые способы использования технологических средств и информационных ресурсов в целях обучения; детям из разных регионов мира общаться и выходить на новый уровень культурного осмысления и понимания. В ряде стран, например, в Великобритании, в законе об образовании гарантируется право учащихся с 6 лет пользоваться новыми информационными технологиями в учебном процессе;
  • открыть новые перспективы для образования инвалидов;
  • взрослым пройти переподготовку на рабочем месте, при этом новые технологии дистанционного обучения открывают очередные возможности для профессионального развития;
  • кроме того, новые технологии мультимедиа служат уникальным и мощным средством распространения сложных и абстрактных концепций.

В результате применения информационных и коммуникационных технологий учащийся не ограничен теперь пространственными и временными рамками.

В программном документе ЮНЕСКО "Реформа и развитие высшего образования" высшим учебным заведениям настоятельно рекомендуется шире использовать возможности коммуникационных технологий. Прогресс в этой области привел к созданию, в качестве альтернативных систем передачи знаний, крупномасштабных "мегауниверситетов" и к стиранию различий между традиционными и "дистанционными" университетами. В публикациях по проблемам современного образования практически постоянно, в любом контексте, присутствует также термин "открытый университет".

Во всем мире в настоящее время насчитывается примерно 600 млн. студентов, из них 30 млн. (каждый двадцатый) обучаются в рамках системы удаленного доступа, или, иначе говоря, дистанционного образования. Под дистанционным обучением понимается совокупность передачи учебной информации студенту, стимулирование его учебной деятельности и, если необходимо, принятие корректировочных мер, т.е. речь идет об индивидуализированном обучении174.

Хотя прогресс в области информационных и телекоммуникационных технологий во многих отношениях ставит перед обществом в целом и перед его системой образования, в частности, новые задачи, его влияние на отдельных членов общества различно.

Универсальные методологии "информационного общества" отсутствуют, а "супермагистрали", обеспечивающие доступ к информации и обмен ею, открыты не для всех. Увеличивается разрыв между развитыми и развивающимися странами в плане доступа к технологии и ее использования, поэтому уже сегодня должна идти речь об установлении минимальных квот участия в информационно-технологических процессах для бедных слоев населения175. Несомненно, такое неравенство в доступе к информационным технологиям существует не только между странами, но и внутри отдельных стран.

По мнению Международной комиссии по образованию ХХI века, существует реальная опасность того, что укоренятся два типа обществ - динамичных и отстающих, причем это будет существенным образом зависеть от доступа отдельных лиц к технологиям. Комиссия считает, что появление информационных обществ является своего рода серьезным испытанием для таких взаимосвязанных аспектов.

Системы образования на базе коммуникационных технологий призваны сыграть решающую роль в формировании человеческого потенциала.

Системы, базирующиеся на знаниях, накопленных в различных предметных областях (базы знаний), в частности в образовательной сфере, сегодня пользуются огромным спросом в мире.

Среди основных тем обсуждения на Конгрессе ЮНЕСКО, касающихся применения новых информационных технологий (НИТ) в сфере образования и подготовки кадров, были две темы, на которых представляется важным остановиться.

Учащиеся.

Изменение роли учителя, который является теперь в меньшей степени распространителем информации и в большей степени - воспитателем, советчиком и руководителем в ходе учебного процесса, ведет, в свою очередь, к росту ответственности учащихся.

Формирование творческой атмосферы, когда обучение пронизано духом сотрудничества, обусловливает изменение роли учащихся, требует с их стороны более четких внутренних установок и ответственности.

Важно понять, каким образом в рамках учебных заведений можно осуществить такие изменения, которые позволят учащимся воспользоваться возможностями НИТ для обучения (телевидение, видео, радио, Интернет, видеомосты и т.д.) - от открытых классных занятий до открытых университетов, включая и другие формы непрерывного образования, особенно важного в условиях стремительного технологического прогресса.

И здесь возникают следующие вопросы:

  1. Средства обучения.

  • Насколько мы можем быть уверены в том, что НИТ не помешают специфическому процессу работы преподавателей-энтузиастов?
  • Каким образом можно повысить уровень учебной программы, дабы она не оказалась простым повторением содержания старых программ, доносимого до учащихся с помощью НИТ?
  • Может ли обучение оказаться слишком зависимым от компьютера? Какие последствия это может иметь?
  • Каким образом разработка учебных средств - интерфейс пользователя, графическое изображение, удобочитаемость - способствует равному доступу к этому средству, его использованию?

  1. Новая роль учащихся.
  • В чем заключаются новые нагрузки на учащихся, обусловленные их новой ролью (повышенная ответственность в связи с самостоятельным обучением, эволюция в направлении творческого обучения и работы в духе сотрудничества)? Каким образом НИТ способствуют этим изменениям или мешают им?
  • Возможно ли какое-то равенство между учащимися, которые имеют доступ к технологиям на регулярной основе, и учащимися, которые этого доступа не имеют?

  1. Новые варианты обучения.

  • Всегда ли следует дистанционное обучение рассматривать в качестве второго оптимального варианта (по сравнению с очным обучением)? когда этот вариант действительно бывает для учащегося оптимальным?
  • Как можно обеспечить оптимальное использование НИТ в целях образования инвалидов?

Преподаватели.

НИТ можно использовать в качестве катализатора с тем, чтобы содействовать изменению роли преподавателей, которые в меньшей степени являются теперь распространителями информации, и в большей степени - советчиками, воспитателями, штурманами знаний, консультантами и даже коллегами учащегося. НИТ является также средством, дополняющим традиционные педагогические методы и практику.

Определяющим фактором эффективного использования НИТ являются знания и навыки преподавателя, касающиеся применения и интеграции этих технологий в ходе обучения. Без эффективной подготовки и переподготовки преподавателей инвестиции в технологию желаемой отдачи не принесут.

При развитии образования в России необходимо учитывать помимо зарубежного опыта, прежде всего, богатые традиции, особенности российского образования.

Как отмечает академик Н.Н. Моисеев176, широта нашего образования, преодолевающая узкий практицизм, свойственный западной высшей школе, способна сыграть решающую роль на современной стадии развития научно-технического прогресса. Частое появление новых направлений деятельности, быстрая смена номенклатуры производимой продукции требуют от специалиста способности легко переходить от одной профессиональной ориентации к другой. А для этого необходима, прежде всего, образовательная основа - знание фундаментальных наук - и общая, в том числе и гуманитарная, образованность и культура, т.е. гуманитарная образованность, которая, в частности, у западных инженеров практически полностью отсутствует. Развитие отраслей современной технологии могут совершить только те нации, которые способны обеспечить высокий уровень образованности (и дисциплины труда) населения.

По итогам деятельности Международного конгресса Юнеско был создан ряд инновационных проектов, в реализации которых участвует и высшая школы России177, проанализированы новые варианты подходов к ее информатизации.

Важно отметить, что на II Международном конгрессе "Информатика и образование" в Национальном докладе РФ были зафиксированы современные подходы к преподаванию в высшей школе информатики как фундаментальной дисциплины. В состав фундаментальной информатики впервые как значимый элемент был включен раздел - социальная информатика178 и определены основные проблемы предметного поля ее исследований (см. схему на следующей странице).

Новые подходы к содержанию и форме осуществления высшего образования позволят сохранить интеллект высшей школы России, а значит и интеллектуальный потенциал нации в целом. Важным представляется изучение проблем формирования и развития интеллектуального потенциала студенчества как социальной группы, значительная часть которого сегодня не востребована.

Студенчество является наиболее гибкой социальной группой, легко приспосабливающейся к условиям информатизации общества, новым информационным технологиям. Поэтому проблемы развития социального интеллекта студенчества как одной из важнейших для будущего России социальных групп являются, по нашему мнению, наиболее значимыми в современных условиях.

Информатизация образования сегодня рассматривается сегодня как абсолютное и обязательное условие создания интеллектуальной базы грядущего "информационного общества". В Концепции информатизации высшего образования, утвержденной 28.09.93 г., цель информатизации образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества, формирование новой информационной культуры мышления путем индивидуализации образования179.

Структура предметной области информатики

Новации в высшей школе неотделимы, на наш взгляд, от новых подходов к образованию в средней школе в современных российских условиях.

Проблеме оценки эффективности деятельности (работы) и вопросам аттестации школы посвящено достаточно много специальных исследований и публикаций.

Однако специалистами отмечается180, что ряд существенных позиций требует взгляда на эту проблему через призму современности:

  • за годы перестройки изменилась социально-экономическая структура общества, появилась безработица - явление ранее нам не известное, резко обозначилась поляризация, в частности по доходам и др. Стал формироваться рынок профессий;
  • в систему общего образования хлынул поток "новых" методик, в основном зарубежных, часто без всяких аргументов в пользу их эффективности. На этом фоне наше отечественное стало отходить на задний план, в основном по причине недостаточного финансирования;
  • начал формироваться новый статус школы и структуры управления. Появился большой диапазон школ: по критерию собственности - от частной до государственной школы; по структуре и форме - от гимназии до лицея и колледжа. Управление изменило свою ориентацию: ранее оно было строго вертикальным - от министра до ученика; теперь стало в основе своей горизонтальным;
  • в социальные системы (а школа является таковой) стали активно внедряться новые информационные технологии не только в учебный процесс, но и в администрирование и управление: стал формироваться образовательный менеджмент.

Активно развивающаяся с начала 90-х годов педагогическая информатика занимается проблемами создания и реализации концепции образования людей181, которым предстоит жить в стремительно развивающемся информационном обществе.

Наиболее системно и глубоко, на наш взгляд, идеи и уже значимый в исторической ретроспективе опыт педагогической информатики как научного и учебного направления проанализирован, обобщен и развит Е.Н. Пасхиным, при этом педагогическая информатика рассматривается им как самостоятельная междисциплинарная отрасль научного знания.

Среди целей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей, гуманизация и доступность образования), определяется и ряд специфических - компьютерная грамотность, информационное обеспечение образования (базы знаний и данных), индивидуализированное образование на основе новых компьютерных технологий обучения.

Компьютерная методология обучения включает в себя ряд деятельностных методов, свойственных педагогической информатике, в частности метод компьютерного моделирования учебной среды, метод информирования, метод программирования учебной деятельности, ассоциативный метод, метод тестирования, а также игровые методы активного обучения182.

Важнейшее значение в развитии образования имеет предложенная академиком А.Д. Урсулом идея опережающего образования. Идея является логическим следствием философского вывода о необходимости опережения бытия сознанием в период перехода общества на модель устойчивого развития и управляемого формирования ноосферной цивилизации.

По мнению академика К.К. Колина183, система опережающего образования, основанная на модели устойчивого развития цивилизации, позволит осуществлять:

  • формирование у людей нового типа сознания - ноосферного сознания, которое дает возможность человеку осознать свое неразрывное единство с природой, а также свою особую роль в природе и высокую ответственность за настоящее и будущее всей планеты; направить разум на гармоничное коэволюционное развитие человека, общества и природы;
  • формирование современных научно обоснованных представлений об основных закономерностях развития природы и общества, а также особой роли информации и информационных процессов в проявлении этих закономерностей в различных сферах (биологической, социальной, технической) окружающего нас мира;
  • изучение закономерностей и проблем становления нового постиндустриального общества;
  • формирование у людей научно обоснованных представлений о возможностях, тенденциях и перспективах дальнейшего технологического развития общества и, в первую очередь, в области информационных ресурсов и технологий;
  • формирование новой информационной культуры человека, которая должна дать ему в информационном обществе не только информационную свободу, но также и новые возможности для развития человека как личности, для практической реализации им своих гражданских обязанностей, прав и свобод;
  • формирование у нового поколения людей мировоззрения, ориентированного на выживание человечества и адаптацию человека в быстроменяющемся мире.

В 1992 году в Госкомвузе была развернута первая научно-техническая программа Мультимедиа технологии, создана первая профессиональная инфостудия (ЭКОН), выпущены первые российские мультимедийные продукты. В 1995 году начался второй этап - программа Мультимедиа в образовании объединяет уже около 20 организаций на базе крупнейших университетов и научных центров, работу которых координирует Республиканский мультимедиа центр. Необходимо отметить, что учебные мультимедиа продукты, разработанные в рамках государственной программы, передаются в вузы бесплатно.

Представительная международная и отечественная экспертиза российских мультимедиа разработок для образования позволяет сделать вывод о том, что российские мультимедиа продукты - одни из наиболее перспективных в мире. Российская высшая школа отмечается как самая благодатная почва для развития мультимедиа технологий в стране.

Может быть определена главная цель государственной программы - разработка мультимедиа продуктов, внедрение их в учебный процесс российских вузов и выход на мировой рынок образования184.

Смольникова И.А., ведущий специалист Отдела информатизации Управления научно-исследовательских работ Министерства общего и профессионального образования, отмечает185, что, мультимедиа, в частности, помогут осуществить смену парадигмы образования.

Речь идет о переходе от, выражаясь образно, "наполнения сосуда" к "воспламенению факела", т.е. раскрытию и развитию индивидуальных возможностей человека. Однако при внедрении информационных технологий в образование, по мнению автора, возникают проблемы, которые надо решать комплексно:

  1. Стандартизация и подбор эффективных доступных аппаратных и программных средств для пользователей и специальных студий, создание сети магазинов и специализированных образовательных центров.
  2. Психолого-педагогические исследования по обоснованию, выработке рекомендаций с соблюдением "экологии сознания" для разработки и эффективного внедрения мультимедиа в образовательный процесс.
  3. Подготовка новых кадров для образования в педагогических университетах, а переподготовка в Институтах повышения квалификации и студиях.
  4. Интеграция содержания различных тем и дисциплин, т.к. базы знаний объединяют источники и предоставляют возможности комплексного решения проблемы. Комбинирование традиционных методов с активными оргдеятельностными играми (проектами) с имитацией ситуаций и моделированием сложных процессов, переход от описательных и объяснительных уровней к креативным.
  5. Разработка программно-методических комплексов в студиях с привлечением соответствующих специалистов, апробация и внедрение их в учебные заведения.
  6. Оценка планов и результатов, конференции, конкурсы, обмен опытом для концентрации сил и средств.

Государство должно помочь с финансированием всех вышеуказанных направлений, иначе отставание России будет расти.

Впервые в 1998 году секция факультета социальной информатики на Ежегодных социологических чтениях МГСУ объединила проблематику социальной информатики как научного и учебного направления и информационной политики РФ186. Подобное объединение позволило:

  • более глубоко выявить значимость для информационной политики развития теоретико-методологических и методических основ информатизации общества, а также требования к уровню подготовки кадров, которые впоследствии будут участвовать в формировании и реализации информационной политики;
  • проанализировать востребованность разработанных научных подходов в реальной информационной политике, при реализации концепции информатизации РФ в целом, особенно в области образования и СМИ;
  • констатировать, что состояние образования является проявлением информационной политики, сегодня насущно необходима гуманитаризация образования. Национальная безопасность России в современных условиях напрямую зависит от информационной политики, касающейся всех информационных процессов в обществе;
  • остановиться на актуальных проблемах информатизации высшей школы, в частности, на создании региональных центров, в которых можно получать необходимую информацию;
  • обсудить содержание недавно созданного глоссария "Информатизация высшей школы";
  • отметить, что сегодняшние требования к образованию - массовость, непрерывность и опережающий характер, развитие алгоритмизации мышления. Была подчеркнута необходимость осмысления взаимосвязи социальной и педагогической информатики, акцентирована проблема навязывания американской культуры через глобальную сеть Интернет.

Информатизация образования в России развивается, несмотря на крайне неблагоприятные социально-экономические условия, и в этой связи определенный интерес могут представлять основные подходы, проблемы и опыт Московского государственного социального университета.

На всех факультетах МГСУ читается учебный курс "Социальная информатика", позволяющий студентам включиться в проблематику информатизации общества, без знания которой о подготовке специалиста, удовлетворяющего современным требованиям, по нашему мнению, говорить невозможно.

В самое ближайшее время, на наш взгляд, необходима разработка удовлетворяющей современным требованиям модели информатизации обучения в университете187. Компьютер в этой модели должен рассматривается с трех сторон: изучаться как таковой, как средство обучения и как демонстрационное средство. Далее, очевидно, должно последовать создание каждым подразделением университета: кафедрой, факультетом, институтом, представительством, филиалом концепции и программы информатизации научного и учебного процесса.

Встает проблема более эффективного использования возможностей Центра обучающих технологий МГСУ в плане визуализации информации в ходе учебных занятий. В ближайшем будущем планируется широкое использование техники для демонстрации на большой экран цветной пленки лазерного принтера через кодоскоп, а также активной жидкокристаллической панели для дублирования на кодоскопном экране изображения монитора преподавателя.

Остается острой проблема соответствия современным требованиям компьютерных классов и кабинетов самоподготовки в институтах, факультетах, ряде представительств и филиалов университета. Как минимум на головной машине компьютерных классов необходимо инсталлировать, помимо других программных средств, пакет SPSS последней версии для занятий, остальные же инсталляции возможно осуществить на домашних компьютерах преподавателей и аспирантов, что очень важно для поднятия уровня научной и преподавательской работы.

Необходимо решить до конца проблему кадровой переподготовки с тем, чтобы все преподаватели университета имели необходимые материалы и были готовы проводить занятия с использованием современных информационных технологий.

Разрабатываемые электронные учебные пособия, целесообразно делать не полнотекстовыми, а включать в них контрольные вопросы. По каждому учебному курсу должны быть разработаны исходные данные для подготовки частично автоматизированной системы рубежного контроля. Это позволит в дальнейшем преподавателю лично принимать экзамен (зачет) у студентов, имеющих необходимый минимум знаний.

Перспективным направлением в образовании сегодня является использование в учебном процессе электронных учебников. Экспертные системы в качестве средства обучения сегодня получают все более активное распространение в мире и в стране, так как помогают реализовать новую концепцию обучения, позволяющую объединить знание и понимание. В МГСУ создан электронный учебник по курсу "Информатика и ВТ" и ряду других курсов. Идет работа по подготовке учебника по социальной информатике. Подходы к созданию следующих учебников важно регулярно обсуждать на общеуниверситетских семинарах.

Более активного использования требуют возможности электронного читального зала МГСУ. Вся имеющаяся учебно-методическая документация, в том числе конспекты лекций, а также материалы научных конференций оперативно представляются всеми факультетами и кафедрами в электронный читальный зал. Подразделения Университета регулярно пополняют рубрикаторы тем Библиотечно-информационного Центра МГСУ по проблемам социального развития для перспективного централизованного поиска информации в сети Интернет.

В современной вузовской практике наиболее перспективными направлениями являются включение образовательных программ в федеральные и региональные телекоммуникационные сети, развитие компьютерной университетской сети RUNNet, создание вузовских Internet-центров. В целом создание единого информационного пространства, доступного в учебном заведении любого уровня, рассматривается ректором МГСУ, профессором В.И. Жуковым188 как одна из наиболее актуальных задач развития системы образования.

Собственный Интернет-Центр позволит Академии социального образования и Московскому государственному социальному университету регулярно пополнять своими научно-педагогическими разработками информационно-интеллектуальное пространство России.

Введение
РАЗДЕЛ 1.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
РАЗДЕЛ 2.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
РАЗДЕЛ 3.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Соколова И.В.
Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи.
Последняя редакция 1999 г.
© Соколова И.В.
назад следующая
Hosted by uCoz