РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 2. Социальная информатика как комплекс учебных дисциплин

Современные международные требования к уровню информационной подготовки специалистов могут быть реализованы только в случае системного характера этой подготовки, включающей как преподавание теоретико-методологических основ информатизации общества, так и прикладных информационных дисциплин, что позволит обеспечить успешную профессиональную и личностную самореализацию выпускников высшей школы в современной информационной среде.

Именно, поэтому в университетах классического типа, в том числе и на социологических факультетах, необходимо преподавание целого комплекса дисциплин направления социальной информатики.

Рассмотрим основные подходы и накопленный в Московском государственном университете опыт преподавания социальной информатики как учебного направления.

1. Общая характеристика социальной информатики как комплекса учебных дисциплин в университетском образовании.

В настоящее время учебный курс по социальной информатике используется в программах подготовки студентов и аспирантов ряда ведущих университетов России - в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Изучается он в МГУ им. М.В. Ломоносова, на всех факультетах МГСУ, в Институте молодежи, в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, в МГУ Леса, а также с 1998 года - в Московском государственном химико-технологическом университете.

Начало же системного, углубленного преподавания данного направления в социологическом университетском образовании было положено, на наш взгляд, созданием в 1994 году кафедры социальной информатики на социологическом факультете МГСУ, входящей ныне в структуру факультета социальной информатики Института социологии МГСУ.

Характерно, что решением Ученого Совета университета учебный курс "Социальная информатика" первоначально был включен в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебных планов всех факультетов университета. Данное расположение дисциплины, по нашему мнению, было наиболее оптимальным. Однако в настоящее время дисциплина перемещена в цикл математических и общих естественнонаучных дисциплин, что, видимо, является в определенной степени отражением сложности становления данного междисциплинарного направления, имеющего значимое мировоззренческое содержание.

Процесс информатизации общества - процесс социотехнический, в котором, как уже было ранее отмечено, должны диалектически объединяться три его составляющие: компьютеризация, медиатизация и интеллектуализация. Если успешное развитие первых двух составляющих в значительной степени связано с решением технических проблем, то процесс интеллектуализации требует решения в основном проблем социальной когнитологии, в том числе проблем совершенствования образования.

Только интеллектуальный человек, т.е. человек, способный правильно воспринимать, анализировать информацию и, возможно, порождать новые знания, пополняя ими информационную среду общества, только такой человек может быть активным участником и подвижником процесса информатизации.

Мы выражаем уверенность, что преподавание курса социальной информатики будущим специалистам социального профиля - выпускникам университета является вкладом в развитие процесса интеллектуализации общества в целом, повышения уровня его информационной культуры.

Итоги преподавания в МГСУ в течение более чем пяти лет курса "Социальная информатика" для студентов разных специальностей социального профиля свидетельствует о том, что в соответствии с разработанной нами концепцией данный учебный курс выполнил свои задачи:

  • логично, в принципе, встраивается в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
  • носит мировоззренческий характер, помогает студентам заложить основы умения правильно ориентироваться в новой информационной реальности как в мире в целом, так и в России. Процесс информатизации, процесс перехода к постиндустриальному, информационному обществу воспринимается студентами после прослушивания учебного курса как важнейшая составляющая мирового развития;
  • показывает важность и насущную необходимость овладения основами компьютерной грамотности, без которой студенты и выпускники университета не смогут органично включиться в реалии современной информационной среды и активно содействовать ее развитию;
  • методологически подготавливает студентов к дальнейшему изучению, освоению и участию в разработке информационных технологий в соответствующих их специальностям предметных областях: социологии, политологии, психологии, экономике, социальной работе, журналистике, правовой сфере, социальном туризме и других.

Кафедры социальной информатики и социологии ряда вузов России накопили значительный опыт в преподавании соответствующих данному направлению учебных курсов, однако, следует отметить, что на большинстве упомянутых кафедр основной объем учебного времени и научно-исследовательской работы посвящены собственно различным прикладным информатикам и, в частности, социологической информатике - обучению владению современными информационными технологиями в социологии.

По объему и содержанию преподавания теоретико-методологических начал социальной информатики, составляющих содержание учебного курса "Социальная информатика", МГСУ сегодня, на наш взгляд, лидирует во всем образовательном пространстве России.

Наибольшее внимание в процессе преподавания курса социальной информатики уделяется таким проблемам как:

  • теоретико-методологические подходы к информатизации общества;
  • социальные предпосылки и последствия информатизации;
  • информационные ресурсы общества;
  • социальные коммуникации, информационно-обменные процессы в обществе;
  • формирование информационной среды общества;
  • информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации;
  • постиндустриальное, информационное общество: социальная структура и специфика трудовой деятельности;

В библиотеке университета, как на бумажных, так и на электронных носителях, собран в значительной мере уникальный для России фонд по направлению социальной информатики, что стало возможным благодаря постоянным контактам с ведущими авторами и редакциями тематических журналов. Создается электронный фонд лучших студенческих научных работ.

2. Преподавание проблем социальной информатики в различных предметных областях.

Важное место занимает в учебном курсе по социальной информатике так называемая специализация - изложение проблем социальной информатики в соответствующих специальностям предметных областях: социологии, политологии, психологии, экономике, социальной работе, журналистике, правовой сфере, социальном туризме и других.

Например, со студентами-экономистами изучаются следующие социально-экономические проблемы информатизации:

  • постановку учеными и специалистами в настоящее время вопроса о необходимости создания новой экономической науки - информационной политэкономии, которая глубоко учитывала бы специфический характер информации и научных знаний как товара, предмета труда и неисчерпаемого ресурса развития общества189. Известно, что П.Г. Кузнецовым предложено в качестве универсальной меры затрат общественного труда использовать понятие "социальное время", введенное академиком В.Г. Афанасьевым. Эффективность любой технологии, рационализирующей производственный, социальный или информационный процесс, может быть выражена через универсальный показатель - общую экономию социального времени, достигаемую при использовании данной технологии.

Предполагается, что это позволит получать оценки, адекватно отражающие реальные экономические отношения и преодолеть подходы в современной экономической теории, использующей в качестве базового монетаристский подход. Использование денег для количественной оценки экономических процессов неэффективно, так как сами деньги подвержены существенным изменениям в зависимости от ряда факторов политического и коньюнктурного характера;

  • проблему современной экономической теории, заключающуюся в том, что ее математический аппарат базируется, в основном, на теории линейных процессов, которая не пригодна для исследования нелинейных явлений, происходящих в области бифуркационных точек, характерных для критических ситуаций, что особенно актуально для современной России.

Таким образом, сегодня в области экономической науки ведется поиск надежной единицы измерения развития экономических процессов, удовлетворительной методологии, которая обеспечила бы возможность получения достоверных оценок при анализе нелинейных экономических процессов в условиях кризисных ситуаций;

  • глубинные изменения механизмов мировой экономики, проявляющиеся в следующем:
  • производство и потребление товаров и услуг, в том числе информационных, осуществляется, минуя национальные границы. Мировой рынок перестает быть совокупностью национальных рынков, выступая как единое целое;
  • процесс глобализации происходит в рамках мирового экономического пространства с использованием наднациональных организационных структур, определяющих стратегии делового развития.

Как следствие этих изменений, произошли кардинальные перемены и в самих информационных технологиях.

Развитые страны стоят на пороге "компьютерной эры", в которой бумажные деньги заменяются на электронные, формируется новая инфраструктура, интеллектуальное общество, в котором информация - сырье для процесса принятия решений. На этапе становления информационного общества самая крупная проблема - это развитие информационной экономики, так как в обществе, которое будет ориентировано преимущественно на производство и использование знаний, должны действовать иные, пока еще не известные нам законы. Ведущее место здесь занимают телекоммуникационные системы;

  • услуги, предоставляемые информационными технологиями для поддержки бизнеса. Возможные варианты этих услуг характеризует опрос, проведенный в 1991 г. среди 16 крупных многонациональных компаний190. В них информационные технологии используются в целях:
  • доступа к внешним и внутренним БД в режиме on-line для получения различной научной и технической информации;
  • применения экспертных систем для диагностики, управления и принятия решений;
  • передачи данных по электронной почте;
  • формирования электронных бюллетеней;
  • проведения телеконференций;
  • создания систем хранения и поиска информации, относящейся к обслуживанию промышленного оборудования;
  • компьютерного обучения, включая интерактивное видео для тренинга персонала и инструктаж, записанный на видеопленке;
  • индексирования и хранения документов.

Современный бизнес заставляет пересмотреть традиционный ответ на вопрос: "В чем цель информационных технологий?" Прежний ответ - для повышения производительности, экономии финансов, подготовки более обоснованных решений - относится к способам достижения тактических, краткосрочных преимуществ. Стратегическая же цель информационных технологий - способствовать реакции менеджмента на динамику рынка, создавать, поддерживать и углублять конкурентное преимущество.

Наиболее перспективными для бизнеса технологиями сегодня являются: мультимедиа и обработка образов, электронная почта и технологии групповых решений, видеоконференции, обработка голоса и распознавание речи, электронная коммерция, искусственный интеллект - автоматизация делового знания, объектно-ориентированные технологии - программирование, анализ и дизайн, управление базами данных и т.д., а также массивный параллелизм;

  • проблемы создания и распространения в России БД коммерческой, деловой и правовой информации. Здесь наиболее динамичными оказались негосударственные информационные фирмы различной формы собственности.

Наиболее широкий диапазон видов информации в области бизнеса в науке и технике предоставляет международная электронная биржа технологий инвестиций191.

Таким образом, на повестке дня сегодня разработка теоретических проблем информационной политэкономии и экономики, а также подготовка поколения экономистов с новым мышлением, способных эффективно работать в новых реалиях информационного общества.

С будущими журналистами основное внимание уделяется проблемам развития средств массовой информации в условиях информатизации общества, в частности, изучается:

  • социология средств массовой информации (СМИ) - история ее возникновения на Западе в 20-е годы связана с именем социолога М. Вебера, который впервые очертил круг проблем социологии печати.

На Западе в трудах социологов В. Парето и К. Мангейма была намечена тенденция к изучению идеологического манипулирования общественным сознанием через средства массовой информации. Исследованию разрушительных воздействий на личность последствий распространения массовой культуры посвятила себя франкфуртская школа, в частности Т. Адорно - он также зафиксировал изменение типов личности. Под влиянием телевидения, например, все больше утверждается внешне ориентированный тип: знает - много, понимает - мало, не способен к критической оценке, не имеет своей собственной точки зрения.

Изучаются взгляды исследователей, которые рассматривают СМИ в более позитивном свете - как новый этап развития общества и культуры, а также существенный вклад в исследования значения СМИ в информатизации общества, который внесли Б.А. Грушин (влияние СМИ на формирование общественного сознания) и Б.М. Фирсов (влияние ТВ на аудиторию).

  • качество усвоения информации, которое начинает возрастать уже по мере перехода от просто визуальных к аудиовизуальным, основанным на одновременном восприятии слухом и зрением, средствам. Имеются экспериментальные данные, что человек запоминает лишь 10% из прочитанного, 20% из слышимого, 30% из видимого. Если же он слышит и видит, уровень запоминаемости повышается до 50%, а если слышит, видит и затем обсуждает, то и до 70%.

Синтез же компьютера с видеотехникой, средствами связи и каналами передачи информации дает практически неограниченные возможности воздействия на аудиторию. Так, например, технология телевизионного вещания 3D Virtual Set позволяет создавать трехмерную визуальную среду, в которой ведущие телепередач могут "вступать в контакт" с реалистическими виртуальными объектами;

  • проблема внедрения в быт, так называемой, "экранной культуры", когда основным материальным носителем ментальности являются не письменные тексты, а "экранность". Очевидно, основным признаком экранной культуры, качественно отличающим ее от традиционной книжной, является ее динамический, диалоговый характер взаимоотношений с индивидом. Можно говорить о диалоговой форме познания на основе новой информационной технологии;
  • социальные проблемы и последствия визуализации информации - необходимость соединения (сохранения) преимуществ книжной культуры - индивидуальность и абстрактность мышления - с существенно большей образностью электронной фазы коммуникации и слабая реализация этого требования на практике, что приводит к стандартизации человека.
  • проблемы социологии коммуникации;
  • проблемы "информационного империализма" и другие.

В настоящее время в вузах России идет активное становление социальной информатики как учебного направления - целого комплекса учебных дисциплин. Значительную роль в успехе этого процесса в вузах России, в том числе в МГСУ, имел опыт научной и учебно-методической работы кафедр социальной информатики МГУ и Института молодежи, в частности, нами была изучена разработанная профессором Б.А. Суслаковым модель оценки профессиональных качеств подготавливаемых специалистов.

На наш взгляд, логично с точки зрения последовательности теоретического и прикладного развития курса "Социальная информатика", что студенты-социологи последовательно изучают такие дисциплины как:

  • когнитивная социология;
  • информационно-обменные процессы в обществе;
  • социология коммуникации;
  • математические методы анализа информации в социологическом исследовании;
  • технологии работы в сети ИНТЕРНЕТ;
  • информационные технологии в социологии.

Аналогичная Институту социологии логическая последовательность преподавания дисциплин цикла социальной информатики реализована и в других Институтах университета, особенно успешно в Институтах экономики и психологии. Так, например, студенты-психологи по учебному плану наряду с курсом "Социальная информатика" последовательно изучают психологические аспекты взаимодействия человека и ЭВМ, математические методы анализа информации в психологии, овладевают новыми информационными технологиями в институтском компьютерном классе.

Методологическая, методическая и организационная роль кафедры социальной информатики в университете, на наш взгляд, должна предусматривать создание системы подготовки специалистов по социальной информатике для соответствующих Институтам предметных областей, что невозможно без активной работы университетского предметного семинара.

В рамках реализуемой ныне в Институте социологии МГСУ специализации "социолог-информатик" преподаются следующие курсы:

  • информационная безопасность личности, общества, государства;
  • информационное право;
  • теоретические основы информатики;
  • языки и методы программирования;
  • информационные аспекты социоинженерной деятельности;
  • автоматизированные информационные ресурсы, а также целый ряд спецкурсов.

Система специальных консультаций по выполнению дипломных работ организована с той целью, чтобы дипломные проекты с позиции социальной информатики соответствовали современным требованиям. Значительный объем учебного времени как обязательного аудиторного, так и времени самостоятельной работы студентов связан с работой в компьютерном классе, без чего невозможна подготовка социолога, активно и умело использующего в своей практической работе современные информационные технологии.

Необходимо уже сегодня, вне связи с недостаточными материально-техническими возможностями высшей школы, в целом, и МГСУ, в частности, особенно для обеспечения необходимого уровня индивидуальной работы со студентами, использовать сетевые возможности домашних компьютеров студентов путем выдачи им заданий и тем для самостоятельной работы. В противном случае авторитет и притягательность образования в университете могут понизиться.

На наш взгляд, особое место в структуре социологического образования занимает курс когнитивной социологии, важны для рассмотрения также когнитивные аспекты социального образования в целом.

Процесс современного социального образования развертывается в новой информационной реальности, в эпоху стремительной информатизации, уровень которой стал критерием прогресса того или иного общества. Как уже ранее отмечалось, стержнем процесса информатизации, по мнению большинства ученых и специалистов, должна быть интеллектуализация отдельных личностей, социальных групп, институтов, общественных систем в целом. Иначе информатизация, с социокультурной точки зрения, теряет свой смысл.

В контексте подобной постановки вопроса особо актуальным становится включение в систему социального образования, в частности, изучение проблем формирования и развития социального интеллекта, когнитивных (тонких) социальных структур.

В Институте социологии МГСУ на факультете социальной информатики накоплен определенный опыт преподавания когнитивной социологии - научного направления, изучающего принципы и механизмы социального, коллективного творчества, выработки и использования в общественной практике знаний, их превращения в движущую силу прогресса. Необходимо отметить, что в постановочном плане эта проблематика освящается ранее при изучении основ социальной информатики на всех факультетах университета.

В целом в социологической научной литературе идет постоянный процесс осмысления, образно говоря, когнитивной составляющей образования. Так, например, отмечается необходимость изучения проблемы социально-интеллектуальных последствий использования в практике обучения образовательного знания, представляющего собой адаптированный вариант научного знания192. В сущности, речь идет, по нашему мнению, о необходимости сближения и дальнейшего согласованного развития фундаментальной и вузовской науки.

Целью учебного курса "Когнитивная социология", на наш взгляд, является обучение студентов:

  • умению выделять и изучать когнитивные структуры общества;
  • подходам к формированию и развитию системы социального интеллекта;
  • выделению когнитивного аспекта в, образно говоря, традиционном предметном поле исследований социологов, при изучении, например, семьи, общественного мнения, средств массовой информации, проблем занятости, миграции и других;
  • созданию специального социологического инструментария для изучения когнитивных проблем.

Наша социальная система оказалась неспособной эффективно использовать достижения современной научно-технической революции, в частности, за счет явно недостаточного уровня квалификации населения, что не позволяет гибко реагировать на нововведения, быстро осваивать новые профессии.

К тому же в сегодняшней России нанесен мощный удар по наиболее чувствительным тонким, когнитивным структурам общества, в частности, по системе образования, в то время когда в мире провозглашена концепция опережающего образования, происходит смена самой парадигмы образования - осуществляется переход от обучения знаниям к обучению умению думать. Реализации новых подходов к образованию опирается на богатые когнитивные возможности новых информационных технологий, в частности, экспертных обучающих систем.

К сожалению, требования новой информационной реальности явно недостаточно сказываются на преподавании ряда дисциплин системы социального образования, практически не развиваются в высшей школе России такие важнейшие сегодня направления как информационная политэкономия, информационное право, компьютерная этика и другие.

Поэтому особенно важно, на наш взгляд, именно сегодня воспитание молодых людей - специалистов социальной сферы с когнитивным образом мышления, когнитивным взглядом на социальную реальность. Только тогда Россия сможет стать в перспективе страной-лидером мирового интеллектуального прогресса, социального развития.

3. Особенности реализации специальности "Информатика" в университете классического типа.

На факультете социальной информатики Института социологии МГСУ впервые в практике деятельности университета классического типа реализуется специальность "Информатика"193, в остальных случаях обучение ведется в педагогических университетах и институтах России. Разумеется, это накладывает свою специфику на подготовку специалистов по данному направлению.

В основу создания стандарта МГСУ по специальности "Информатика", который впервые реализуется в системе университетского образования России, легли следующие основные концептуальные подходы:

  • специфика подготовки учителей (преподавателей) информатики в университете классического типа заключается в целом в существенно более значимой по объему и содержанию фундаментальной подготовке по дисциплинам общекультурного профиля по сравнению с традиционной практикой реализации этой специальности.

Так, в МГСУ в состав дисциплин этого блока включены такие важные, на наш взгляд, для педагогов-информатиков дисциплины как социальная информатика, социальная экология, концепции современного естествознания, социальная работа, социальная психология, социальная педагогика, безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях и другие;

  • значимыми для формирования информационной культуры студентов являются, наряду с социальной информатикой, такие учебные курсы, как "информационное право" и "теоретическая информатика";
  • представления об основных современных подходах к преподаванию в целом и преподаванию информатики, в частности, в новой информационной среде формируются дисциплинами: философия и история образования, педагогическая информатика, методика преподавания информатики, технологии работы в сети Интернет и автоматизированные информационные ресурсы;
  • принципиально важным подходом в стандарте МГСУ является ориентация на подготовку, так называемого, непрограммирующего пользователя ЭВМ - именно таких пользователей должен готовить в будущем учитель (преподаватель) информатики, именно таким пользователем, по нашим представлениям, должен быть и социолог-информатик. Поэтому учебный курс "Языки и методы программирования" в большей мере направлен на формирование алгоритмической культуры специалистов;
  • кроме того, выпуск специалистов упомянутого выше типа нацелен на преодоление сложившейся в современной средней школе практики компьютерной подготовки по курсу "Основы информатики и вычислительной техники", введенного во всех средних учебных заведениях нашей страны с 1985-1986 учебного года. Практика заключается в том, что процесс изучения языков, конструкции и принципов действия ЭВМ идет в ущерб обучению навыкам использования компьютеров для лучшего постижения школьных предметов, навыкам применения пакетов офисной информатизации, т.е. в ущерб подходу к компьютеру как средству реализации профессиональных и жизненных задач.

Необходима реализация ставшего уже классическим лозунга академика А.П. Ершова "От компьютерной грамотности - к информационной культуре общества". Последняя, по его мнению, должна стать важнейшей частью общей культуры. Видимо, важно достичь грамотного понимания смысла этого лозунга - заключающегося в необходимости параллельного (а, возможно, и опережающего) компьютерной грамотности формирования информационной культуры, существенным слагаемым которой является глубокое понимание своих информационных потребностей.

Впервые в практике реализации в России государственного стандарта по специальности "Информатика" предложена специализация "социологическая информатика".

Это позволяет, на наш взгляд, повысить конкурентоспособность выпускников средней и высшей школы на рынке труда, так как они будут уметь обрабатывать социальную информацию на наиболее популярных статистических пакетах и, поэтому, будут востребованы в любого уровня властных, аналитических и социологических, а также коммерческих структурах.

Однако подобный подход не исключает дальнейшего развития данного стандарта МГСУ в направлении, например, специализации преподавания информатики лицам с ограниченными физическими возможностями, что позволит выпускникам университета успешно реализовать себя в системе Министерства труда и социального развития.

В качестве дополнительной специальности введена специальность "социология" со специализацией "социолог-информатик", что удачно, на наш взгляд, сочетается с основной специальностью и ее специализацией - "социологическая информатика", что позволяет обеспечить за счет значительной корреляции содержания учебных дисциплин высокое качество знаний, умений и навыков выпускников по обеим специальностям.

Выбор дополнительной специальности обусловлен тем, что современные требования к специалистам-социологам предполагают наличие у них глубоких знаний и навыков в области информатики в целом, а также в области специальных информационных технологий анализа социальных процессов.

На этом же основании в качестве специализации избрана "социолог-информатик", что позволит готовить учителей информатики, имеющих дополнительную возможность преподавать спецкурсы по проблемам применения информационных технологий в социологии.

В системе высшего социального образования дополнительная специальность, смежная с основной, а потому расширяющая профессиональные возможности и сферу деятельности выпускника, рассматривается как фактор повышения степени его социальной защищенности в условиях неустойчивости жизни194.

Принципиально важно для повышения качества учебно-методического обеспечения подготовки социологов-информатиков и информатиков учесть специфику содержания подготовки по информатике различных специалистов социального профиля.

Различие подготовки специалистов социального профиля по информатике, заключающееся не только в присутствии характерных тем, но и в глубине изучения общих тем, а также в наполнении професиональных информационных систем (ИС), отражено в таблице "Компоненты содержания подготовки по информатике специалистов социального блока высшего профессионального образования"195:

Раздел Содержание Социальные работники Социологи Педагоги -не инфор-ки Педагоги -информатики
Теория информатики Информация: качественные свойства, виды, носители,
измерение количества.
Системы счисления.
Форматы хранения данных.
Передача информации.

+
+
-
+
+

+
+
-
+
+

+
+
-
+
+

+
+
+
+
+
ЭВМ: История, возможности и ограничения, перспективы Аппаратное обеспечение: ПК,
периферия, сети.
История и персп-вы развития

+
- +

+
- +

+
- +

+
+ +
Программное обеспечение:
1. Системное:
ОС: ~NC, Windows, NT
2. Инструментальное:
Музыкальные редакторы
Графические редакторы
ТП и издат.системы:
~Word, CorelDraw
ЭТ: ~Excel.
СУБД:Access, LotusNotes,ГИС
Интел. системы: ЭС, СППР
Телекоммуникации: эл.почта, Web-браузеры,
сетевые СУБД.
3. Прикладное:
ИС по специальности:
Статистический пакет
Администр(распис-е,бухг-я)
Тестовые пакеты (психологические и спец-e)


+

-
-

+
+
+
+

+
+

Правовые БД;
~“СОЦИУМ”;
+

+


+

-
-

+
+
+
-+

+
+

+ демогр. БД ~SPSS,~“Со-
циолог,+

+


+

- +
+

+
+
+
+- АОС, ИОС

+
+

Пед. ПБД;
+ПС УН
+эл. журнал

+


+

+
+

+
+
+
+ АОС, ИОС

+
+

Пед. ПБД;
+ПС УН
+эл. журнал

+
Программирование приложений для инженеров по знаниям Элементы алгоритмизации:
основы программирования
функции,объекты,визуал-я
элементы логики и логичес-
кого программирования
программирование в СУБД
численные методы
предметное моделирование

-

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

+
ЯП: ПАСКАЛЬ
+БЕЙСИК,СИ
+
+
ПРОЛОГ
+
~MathCAD
+

Рекомендуется также следующее содержание нового для МГСУ, в целом, и для факультета социальной информатики Института социологии, в частности, учебного курса "Методика преподавания информатики":

Информатика как наука и как учебный предмет (изучающий информационную сторону действительности) в общеобразовательной школе. История использования вычислительной техники в учебном процессе.

Развитие школьного курса основ информатики и вычислительной техники (ОИВТ). Существующие подходы к его построению и отраженные в них методические концепции. Анализ целей и задач изучения информатики в школе.

Содержание действующих учебников по основам информатики и вычислительной техники для общеобразовательных учебных заведений. Технология и критерии (соответствие программе, доступность, соответствие объема тем и разделов учебному времени, логичность, последовательность изложения, соответствие имеющимся КУВТ и ПО) оценки учебников.

Концепция будущего курса ОИВТ. Структура общеобразовательного курса ОИВТ. Федеральный стандарт. Назначение и функции (социальные, критериально-оценочные, гуманизация и демократизация, повышение качества преподавания) стандарта, планирование с учетом превышения "Минимального содержания обучения" над "Требованиями к подготовке выпускников". Региональный и школьный компоненты. Принципы дифференциации содержания. Обеспечение индивидуализации, развития способностей и склонностей, познавательной активности, мотивации, профильности и уровневости. Возможные спецкурсы и факультативы, базирующиеся на курсе ОИВТ. Системообразующая роль информатики. Межпредметные связи курса. Роль информатики в профессиональной ориентации, самоопределении и политехническом обучении. Планирование учебного процесса.

Методики изложения отдельных тем различных вариантов школьного курса основ информатики и вычислительной техники. Выбор форм и методов изучения материала. Составление плана урока. Знание функций и видов контроля и оценки результатов обучения. Функции проверки знаний (учетно-контрольная, диагностирующая, коррекционная, обучающая, воспитательная, аттестационная). Виды (текущая, тематическая, итоговая) и свойства (массовость, систематичность, объективность, регулярность, оперативность) проверки. Структура требований к знаниям и умениям (уровни усвоения, качественные характеристики: системность, полнота, действенность). Использование ОИВТ в преподавании других курсов общеобразовательной школы. Программная поддержка, классификация. Оценка ее методической целесообразности и эргономичности. Автоматизация проверки знаний и умений, коррекция методики по результатам проверки. Внеклассная работа по информатике. Система мероприятий Ассоциации учителей и преподавателей информатики.

В последние годы в ряде технических, экономических и гуманитарных вузов начала реализовываться новая специальность 07.19.00 "информационные системы".

По нашему мнению, введение этой специальности является достаточно ярким примером технократического подхода в сфере образования. Так, в разделе требований по общепрофессиональным дисциплинам есть характерное для этого подхода примечание196. Оно сформулировано так: "здесь и далее в связи с подготовкой специалиста-информатика в вузах различного профиля (технического, экономического, гуманитарного) вузам предоставляется право корректировки состава общепрофессиональных и специальных знаний и умений выпускника в предлагаемом диапазоне требований с учетом области применения (информатик - экономист, информатик - технолог, информатик - системотехник и т.п.)".

Таким образом, предлагается не насыщать предметную область информатикой, а с не очень понятным качеством в силу неглубокого знания предметных проблем, корректировать общую информатику под различные предметные области, т.е. готовить не социологов - информатиков, а информатиков - социологов.

В заключение отметим, что в значительной степени проблемы становления социальной информатики как комплекса учебных дисциплин связаны с новизной этого направления, необходимостью более глубокого и четкого осмысления его предметного поля. Этому, на наш взгляд, должны способствовать научные, учебно-методические семинары и конференции Института социологии МГСУ и Ассоциации кафедр социальной информатики.

Введение
РАЗДЕЛ 1.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
РАЗДЕЛ 2.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
РАЗДЕЛ 3.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Соколова И.В.
Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи.
Последняя редакция 1999 г.
© Соколова И.В.
назад следующая
Hosted by uCoz