РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 3. Концепция специальности "социальная информатика" в профессиональном образовании социологов

Логическим продолжением подготовки специалистов по направлению социальной информатики, на наш взгляд, является открытие новой специальности "социальная информатика" со специализацией "социология информатизации", являющейся развитием уже сложившейся в МГСУ специализации "социолог-информатик".

Следует особо остановиться на важности обучения социологов-информатиков основным понятиям теоретической информатики, без чего, в принципе, невозможно говорить об информационной культуре специалиста.

Основные теоретико-методологические подходы к изучению закономерностей информационного обмена очень глубоко и методически оптимально, на наш взгляд, представлены в монографии Е.Н. Дубровского197.

Наиболее важно, на наш взгляд, знание и глубокое понимание будущими социологами-информатиками следующих позиций:

  • К понятию "информация" может быть два подхода: количественный и качественный (ценностный), причем ценность информации может быть объективной и субъективной. В соответствие с этим выделяются три теоретико-методологических подхода к изучению закономерностей информационного обмена - синтаксический, семантический и прагматический.

Количество информации, снимающее неопределенность относительно результатов события, имеющего два равновероятных исхода, путем указания на один из них, принято за единицу информации, получившую название "бит".

В процессах информационного обмена очень часто складываются ситуации, в которых качество информации, воспринимаемое человеком, зависит от того, насколько он подготовлен к ее восприятию.

Понятие тезауруса является основным в так называемых ценностных концепциях изучения информационно-обменных процессов в обществе.

В узком смысле слова тезаурус - это знания человека о внешнем мире, система понятий, которой он оперирует в своей мыслительной и практической деятельности, что в значительной степени определяется его образом жизни. В широком же смысле слова тезаурус - это словарный запас человека.

  • Формализация знаний является атрибутом и определяет качество информационного обмена.

При поиске наиболее удобных, рациональных средств и форм информационного обмена человек чаще всего сталкивается с проблемой компактного и однозначного представления знаний.

Наиболее популярным, естественным, подходящим для человека вариантом формализации является язык (устная речь и письменность).

В некоторых областях деятельности людей богатство и разнообразие выразительных средств естественного языка становится скорее недостатком, чем достоинством.

В специальных отраслях науки формируются специфические языковые системы, являющиеся "сужением" естественного языка. Особо выделяется язык математики, как некоторая основа изложения системы знаний в точных, естественных науках. Свой язык имеют также химия, физика, философия, социология и другие науки.

Главные достоинства суженного языка - возможность создавать и использовать типовые, "стандартные" понятия, а также в значительной мере снять полисемию (смысловую многозначность) естественного языка.

Полисемия - главная проблема информационного обмена, фактор внесения искажения и ошибок (семантического шума) при передаче информации. Поэтому устранение многозначности является одним из наиболее важных направлений в разработке формальных приемов представления знаний.

Представляется важным отметить язык науки или язык деловой прозы, называемого часто "канцеляритом". "Канцелярит" предназначен для объективизации изложения информации, использует, как правило, переводимые категории и языковые формы, лишен синонимии, оперирует конкретными фактами и понятиями, информативен, ему присуща логика, он по характеру алгебраичен (мысль, информация, знание развернуты в последовательность слов и предложений, постепенно формируясь в полном, законченном виде к завершению текста).

  • Классификация - распределение предметов, объектов и понятий по группам (классам) по обнаруженным свойствам - может проявлять себя не только как инструмент организации научных знаний, но и как фактор социального порядка в плане активизации социальных отношений.

Существующие системы тарифов и ставок, ученых степеней и званий, структура должностей и служебных постов в гражданской службе и армии играют не только организующую, но и стимулирующую роль. Систематика, лежащая в основе классификации может применяться как сильное средство направленного исследовательского поиска, ярким примером чего является использование учеными периодической таблицы элементов Д.И. Менделеева.

Важно глубоко понимать сущность и применимость в научной и профессиональной деятельности социологов-информатиков основных систем классификации знаний: иерархической, древовидной, морфологической и реляционной.

В целом, социологу-информатику необходимо постоянно следить за развитием понятий теоретической информатики. Необходимо, на наш взгляд, рассмотреть и еще ряд аспектов подготовки "социологов информатиков" к будущей успешной профессиональной деятельности, а именно:

  • Формирование глубокого понимания понятия "социальная сфера";
  • Воспитание культуры речи..

Как известно, информационная способность стихов в 1,5 раза больше, чем прозы. Этот факт объясняется тем, что стих допускает большую свободу в выражениях и большую образность, чем проза, что позволяет ему при одном и том же количестве символов передать больше информации. Далее, математический анализ показывает, что язык обладает в среднем 20% избыточностью, т.е. любое сообщение можно без потери информации сократить на 1/5.

Из вышеизложенного, по-видимому, следует прагматический аспект воспитания культуры, образности речи у социолога-профессионала.

  • Актуальным и важным является также культивирование собственно социологического стиля мышления и эрудиции, предполагающего, в частности, высокую информационную культуру198.
  • Сегодня сетевые технологии предоставляют возможность найти работу по любой тематике в сети Интернет. Разработаны программы-агенты, которые самостоятельно подбирают обзоры по заданной тематике. Не за горами появление программ, изготавливающих курсовые и дипломные проекты, а затем статьи, книги и диссертации. Все это заставляет научно-педагогическое сообщество пересмотреть общепринятые взгляды на хранение и представление знаний199.

Как минимум, в самое ближайшее время, требуется разработки новых методик самостоятельной работы студентов, которые бы "обрекали" их на индивидуальную работу, творчество.

  • Необходимость качественного обучения социологов-информатиков работе в сетях, в частности, в сети Интернет с целью дальнейшего активного участия России в международном информационном обмене, противостояния англоязычной агрессии исключительно путем реального наполнения русскими текстами мирового информационного пространства.

Что же касается прикладной значимости социальной информатики, то она может быть проиллюстрирована результатами социометрического исследования, которое было проведено на кафедре социальной информатики Института молодежи200:

№ п/п Наименование дисциплины Коэффициент Ранг
1. Социальное моделирование 0,9 1
2. Социальная статистика 0,8 2,5
3. Социальное прогнозирование 0,8 2,5
4. Социальная паспортизация 0,7 4
5. Социальная диагностика 0,6 5,5
6. Социометрия 0,6 5,5
7. Социальное планирование 0,5 7
8. Социальное управление 0,4 8,5
9. Социальный менеджмент 0,4 8,5

Двадцати восьми респондентам - специалистам по социальной работе - было предложено оценить степень корреляции дисциплины "Социальная информатика" с другими дисциплинами социального профиля. Результаты исследования свидетельствуют о том, что социальная информатика обеспечивает достаточно широкие междисциплинарные связи и поэтому может использоваться в качестве базовой дисциплины при подготовке специалистов для социальной сферы.

Логическим продолжением подготовки специалистов по направлению социальной информатики является обучение в аспирантуре и защита ими кандидатских и, в дальнейшем, докторских диссертаций, для чего необходимо конституирование, как уже отмечалось, новой научной специальности "Социальная информатика". Обоснование необходимости данной научной специальности будет проводиться университетом в тесном взаимодействии с Академиями социального образования, социальных и естественных наук России, а также с Международной Академией Ноосферы (Устойчивого развития).

Если охарактеризовать особенности профессионального мышления и профессиональных качеств социолога - информатика, то это, прежде всего:

  • установка на приоритетное выделение и исследование интеллектуальной составляющей любых социальных явлений как особенность профессионального мышления социолога - информатика;
  • глубокое знание специфики изучения когнитивных структур и институтов общества, владение в совершенстве современными информационными технологиями как неотъемлемые профессиональные качества социолога-информатика.

Если рассматривать социальную информатику со специализацией в области социологии информатизации как профессию, следует отметить, что, на наш взгляд, поле для деятельности социологов-информатиков как специалистов весьма обширно. Ведь на практике, по-прежнему, уровень измерения современных социальных процессов и обработки социологической информации не позволяет адекватно отражать реальность. Интеллектуальная составляющая общественного развития анализируется явно не удовлетворительно. Отраслевые информатики (социологическая, правовая, экономическая и т.д.) продолжают разрабатывать и внедрять новые информационные технологии без учета как рекомендаций, наработанных социальной информатикой, так и специфики собственно предметного поля (социологии, права, экономики и т.д.).

Школьные и вузовские программы, к сожалению, все еще не ориентированы на подготовку специалистов-пользователей, которые умели бы эффективно применять компьютерную технику и средства связи в любой профессиональной и интеллектуальной работе.

Например, видимо, необходимо изучать текстовый редактор Word на занятиях (уроках) русского языка. Что может быть более естественным, чем изучение клавиатуры, приемов быстрого письма и редактирования текста с одновременной проверкой орфографии? Ведь навыки графического оформления - это тоже существенный элемент культуры, особенно актуальный с переходом на Windows. Этому тоже можно и должно учить. Это же относится и к преподаванию любых других дисциплин - при их изучении должен формироваться профессионал, грамотно использующий для своей деятельности современные информационные технологии. Открытие новой специальности и специализации необходимо рассматривать как значимый элемент инноваций в социологическом образовании в целом, результатом которых, по нашему мнению, должно быть:

  • повышение качества фундаментального социологического образования;
  • существенное сокращение отставания содержания вузовских учебников по классической социологии и социальной информатике от текущего состояния академической науки, особенно по так называемой информационной составляющей, которое сегодня, по оценкам специалистов, составляет в среднем 5-7 лет;
  • разработка и внедрение современных общеобразовательных и профессиональных обучающих программ;
  • создание более широких возможностей для индивидуализации обучения студентов, в том числе за счет использования дистанционных форм обучения на базе современных информационных технологий;
  • разработка и внедрение новых методик и технологий педагогической информатики, насущно необходимых для подготовки специалистов;
  • создание Интернет-Центра, вхождение института (факультета) в университетскую компьютерную сеть России, а также в международные компьютерные сети, в том числе Интернет с созданием собственной Web-страницы, что кардинально повысит уровень научных и учебно-методических контактов по направлению и профессорско-преподавательского состава, и аспирантов, и студентов;
  • использование международных и российских информационных ресурсов для осуществления как для научно-информационного обмена, так и для комплексного анализа всех видов социальной информации, а также обеспечения требуемого сегодня уровня подготовки специалистов- социологов;
  • создание лаборатории информационных технологий в социологии и учебного компьютерного класса с организацией локальной сети. Цель создания локальной сети очевидна - преподаватель со своего рабочего места сможет выдавать задания любому студенту и контролировать выполнение этого задания, одновременно студентам прививаются практические навыки работы в локальной сети;
  • создание единых научно-образовательных комплексов (центров) академической и вузовской науки.

Например, с целью укрепления взаимосвязи вузовской и академической науки планируется при активном участии факультета социальной информатики создание Научно-образовательного центра ЮНЕСКО на базе МГСУ совместно с Институтом проблем информатики РАН. Функциями такого Центра, на наш взгляд, могут быть:

  1. разработка новых концептуальных подходов к обучению социологов информатике как фундаментальной дисциплине (на всех уровнях социологического образования);
  2. разработка новых учебных программ по направлению социальной информатики, аккумулирующих последние достижения науки, для вузов социального профиля России;
  3. развитие на новом качественном и техническом уровне электронной библиотеки программ, учебно-методических пособий, научной литературы, издаваемой по направлению социальной информатики в России - это позволит обеспечить наиболее представительный и оперативный доступ студентов, аспирантов и преподавателей к литературе;
  4. опытное внедрение новых курсов по направлению социальной информатики;

  • создание базы практической подготовки социологов-информатиков, например, на Справочно-навигационной службе по информационным ресурсам России;
  • развитие структуры довузовской подготовки (на базе специализированного класса по социальной информатике в системе довузовской подготовки в средней школе):

  1. адаптация читаемых вузовских курсов за счет разработки специального учебно-методического обеспечения для учащихся средней школы;
  2. участие в развитии программного обеспечения и учебно-методическая поддержка компьютерного класса средней школы.

  • развертывание на полиграфической базе МГСУ постоянно-действующей системы издания научной и учебно-методической литературы по социологии, социальной информатике, а также фундаментальной и прикладным аспектам социологической и педагогической информатики для вузов социального профиля России;
  • регулярное проведение на базе Института социологии МГСУ научно-методических конференций для преподавателей социологии и социальной информатики вузов социального профиля России;
  • развитие новационных для высшей школы России учебных курсов, входящих в учебный план подготовки социологов-информатиков, а также информатиков.

Факультетом социальной информатики Института социологии МГСУ впервые в вузовской практике Российской Федерации предлагается углубление подготовки социологов по направлению когнитивная (токоструктурная) социология. По данному направлению поддерживаются активные научные контакты с МГУ, со специалистами из Украины, в частности с основоположником и безусловным лидером данного научного направления Каныгиным Ю.М.

По проблемам информационной безопасности факультет социальной информатики Института социологии МГСУ ведет активное сотрудничество с Научным Центром национальной безопасности при Институте социально-политических РАН, Институтом проблем информатики РАН, Институтом системного анализа РАН, с Государственной Думой РФ, участвует в ежегодных проблемных семинарах. Накоплен богатый теоретический и эмпирический материал, позволяющий реализовать задачу развития учебного курса по данному направлению.

Для осуществления дальнейшей разработки и внедрения указанных выше курсов, на наш взгляд, необходимы:

  • чтение лекций, научная работа преподавателей факультета социальной информатики зарубежом (Норвегия, США, Канада);
  • приглашение отечественных и зарубежных специалистов на факультет социальной информатики Института социологии МГСУ для обмена опытом преподавательской работы и чтения лекций;
  • проведение международной конференции в МГСУ по проблемам социальной информатики.

В основе концептуального подхода к созданию новой учебной специальности "социальная информатика", как нам представляется, лежит не только углубление и развитие специализации "социолог-информатик", но и полная востребованность социальной информатики социологической наукой целиком с тем, чтобы каждый социолог в полной мере владел ее научным потенциалом.

Очевидно, что в первую очередь в вузовской практике должна реализовываться именно социальная информатика как специальность и социология информатизации как специализация - наиболее важный, с нашей точки зрения, "срез" среднего уровня направления.

Значимое место в подготовке социологов-информатиков займет проблематика социальной синергетики.

Понятие "синергетика", введенное Г. Хакеном, обозначает научное направление, занимающееся изучением систем, состоящих из многих подсистем различной природы201.

Разработка понятийного аппарата синергетики в отечественной науке связана прежде всего с именами И.Р. Пригожина и его школы, Г.А. Котельникова202.

Социально-синергетический подход базируется на следующих концептуальных положениях:

  1. Общество рассматривается в органическом единстве с природой;
  2. Признается возможность экстраполяции на общество теоретико-методологических положений синергетики, в частности, закономерностей саморганизации в открытых нелинейных системах;
  3. Анализ динамического развития социальных систем опирается на принцип нелинейного мышления с использованием бифуркационных (событийных) моделей развития;
  4. Разрабатываются процедуры эмпирической проверки методами социологии перспективных гипотез общественного развития, основанных на синергетическом мировидении и нелинейном мышлении203.

Направление социальной синергетики уже в определенном объеме представлено в современной вузовской учебной практике России204. Однако, проблематика эта все же гораздо более активно развивается в науке205, и, на наш взгляд, явно недостаточно представлена в вузовском, в том числе университетском, образовании. Без этой области сегодня трудно представить современное гуманитарное знание.

Нами разделяется мнение С.С. Шевелевой206, что, с точки зрения синергетики, представляется перспективным образовательный подход, связанный с вовлечением обучающихся в обширный открытый мир, что позволяет человеку реализовать свои потенциальные возможности.

Для преодоления обособленности и замкнутости однонаправленной зависимости "наука - образование - практика" необходимо, прежде всего, обеспечить в процессе образования реализацию современных способов освоения мира, в том числе и их растущую интеграцию.

Актуализация взаимодействия посредством компьютерных технологий позволяет вывести образование на уровень активного социального творчества, что расширяет, с одной стороны, потенциальные возможности развития человека, с другой стороны, способствует интеграции и переработке различного рода информации в социальной системе.

Значение направления "социальная кибернетика" состоит в приложении идей и методов кибернетики к анализу социальных систем и процессов.

Опыт ее преподавания накоплен в Российском открытом университете (факультет-колледж информатики и документалистики, кафедра социальной кибернетики), МГУ (социологический факультет, кафедра социологии труда), Российском государственном гуманитарном университете (факультет управления, кафедра организационного развития).

Специалистами отмечается207, что информационно-психологическое моделирование - это методология, становящаяся в кибернетике существенной, а в социальной кибернетике - главной.

Особое значение имеют в социальной кибернетике, что свидетельствует о пересечении ее предметной области с социологией, теория тестов, анкетирование, а также контент-анализ (лингвистический, социологический, кибернетический, цитационный).

Социология информатизации как отдельный учебный курс составит основу специальной подготовки. На наш взгляд, в дальнейшем, после накопления более значительного научного и учебного "багажа" будет правомерна постановка вопроса об открытии новой специальности "социология информатизации".

Существенный акцент в учебной подготовке будет сделан на проблематику когнитивной социологии, изучение тонких (когнитивных) структур общества, процесса становления и развития структур социального интеллекта.

Это позволит говорить об университетской подготовке специалистов требуемого сегодня уровня, глубоко понимающих проблематику глобализации социальных процессов.

Социологическая информатика как комплекс учебных теоретических и практических занятий поможет будущим специалистам владеть всем арсеналом новых информационных технологий, необходимых для анализа и прогнозирования не только процессов информатизации общества, но и всего многообразия социальных процессов.

Прикладной уровень подготовки по специальности "социальная информатика" со специализацией "социология информатизации" обязательно содержит преподавание социологической информатики. Как нами уже отмечалось, социологическая информатика "обслуживает" не только анализ процессов информатизации общества, но и другие направления социологической теории и практики.

Специализация "социологическая информатика" уже реализуется в настоящее время при подготовке специалистов по специальности "информатика".

Необходимо воспитать у студентов высокую математическую культуру в результате изучения целого комплекса дисциплин, в том числе теории измерений и анализа данных, добиться понимания студентами того, что измерение - это моделирование реальности. Тогда, по мнению Ю.Н. Толстовой208, он сможет не "привязывать" себя к числу, будет творчески "переплетать" разные подходы к измерению, поймет, что нет принципиальных границ между мягкими и жесткими методами опроса, между разными методами шкалирования и т.д.

Упомянутые выше концептуальные подходы уже реализованы в рассмотренном Советом Института социологии проекте Учебного плана подготовки по перспективной специальности "Социальная информатика" - в перечне и логической последовательности дисциплин.

Система спецкурсов будет посвящена наиболее актуальным теоретическим и прикладным проблемам направления, в частности проблемам адаптации различных социальных групп в современной информационной среде.

Ассоциацией кафедр социальной информатики возбужден перед ВАК вопрос о внесении в номенклатуру специальностей научных работников и системы диссертационных советов специальности "социальная информатика".

В заключение подчеркнем, что в условиях стремительного совершенствования информационных технологий и беспредельного развития предоставляемых ими возможностей, самым актуальным вопросом продолжает оставаться вопрос о воспитании личности профессионала с конкретными целевыми жизненными установками.

Введение
РАЗДЕЛ 1.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
РАЗДЕЛ 2.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
РАЗДЕЛ 3.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Соколова И.В.
Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи.
Последняя редакция 1999 г.
© Соколова И.В.
назад следующая
Hosted by uCoz