РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ: МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА И ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ

Глава 3. Проблемы управления и прогнозирования информатизации общества

Под социальными последствиями информатизации нами понимаются реальные и прогнозируемые изменения в обществе, происходящие под влиянием информатизации.

В этой главе мы рассмотрим прогнозы ученых и специалистов, а также реальные изменения, связанные с развитием процессов информатизации общества.

Изменения социальной структуры под влиянием информатизации, по мнению ряда специалистов150, будут иметь следующий характер:

  • количество социальных групп будет расти, что приведет, естественно, к уменьшению их среднего размера. Современные информационные технологии предоставляют реальную возможность более точного, оперативного учета индивидуальных интересов людей. Качественные параметры социальных групп будут улучшаться по таким параметрам как уровень интеллекта, образования, квалификации др.
  • возникнут новые процентные соотношения между социальными группами, выделяемыми в обществе по различным критериям, которые, вероятно, будут выглядеть следующим образом:

  1. возрастет доля людей, занятых интеллектуальным трудом - интеллектуалов. Прогнозируется появление особого класса "интеллектуалов", формирование и развитие так называемого "двухклассового информационного общества". Вводится понятие "когнитариат" (работники умственного труда) как альтернатива понятию "пролетариат".

Для тех же, кто не захочет или не сможет интеллектуально трудиться, предполагается труд в сфере информационных услуг, которые в сумме с интеллектуальным сектором, как уже ранее отмечалось, в информационном обществе должны составлять более 50% в структуре занятости, или же труд в сфере аграрно-промышленного производства.

  1. увеличится количество работоспособных, занятых людей.

Лица с ограниченными физическими возможностями, в частности люди старшего возраста, смогут даже после ухода на пенсию продолжать работать, так как повысится планка работоспособного возраста - очевидно, что тело стареет раньше мозга.

Состав рабочей силы в целом может существенно измениться из-за появления большого числа информационных работников с минимумом подготовки за счет сохранения в составе рабочей силы лиц пенсионного возраста и инвалидов151.

  1. "пирамидальная" социально-экономическая структура все больше будет уступать место сетеобразной (мозаичной) структуре общества. Структура сети точнее соответствует новой информационной технике.

На одном из самых высоких мест в иерархии ценностей (наряду с инновацией, оригинальностью) в информационном обществе оказывается автономия личности, что традиционному обществу вообще не свойственно. Там личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи элементом в строго определенной системе корпоративных связей. Если человек не включен в какую-либо корпорацию, он не личность.

В техногенной цивилизации возникает особый тип автономии личности: человек может менять свои корпоративные связи, поскольку он жестко к ним не привязан, он может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми, погружаться в разные социальные общности, в разные культурные традиции152. Как нами уже отмечалось, при работе в сетях (Интернет и др.) виртуальные социальные группы формируются исключительно по интересам, при этом пол, возраст и т.д. не только неизвестны, но и, как правило, неопределимы.

Современная наука и техническое творчество втягивают в орбиту человеческой деятельности принципиально новые типы объектов, освоение которых требует новых стратегий. Речь идет об объектах, представляющих собой саморазвивающиеся системы, характеризующиеся синергетическими эффектами. Их развитие всегда сопровождается прохождением системы через особые состояния неустойчивости (точки бифуркации), и в эти моменты небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур, новых уровней организации системы, которые воздействуют на уже сложившиеся уровни и трансформируют их.

Развертывание процессов информатизации порождает свою специфику трудовой деятельности и решения проблемы занятости с соответствующими социальными последствиями различных вариантов этого решения. Это, в свою очередь, влечет за собой новые проблемы их статистического и социологического изучения.

Специфика трудовой деятельности в информатизируемом мире, активно изучаемая сегодня специалистами153, будет заключаться, в частности, в следующем:

  • из-за изменения структуры экономики и возникновения соответствующих сдвигов в сфере занятости возникнет необходимость в переподготовке значительных по численности групп населения; в течение активной трудовой жизни практически каждый человек вынужден будет несколько раз менять профессию;
  • достаточно существенно повысятся требования к уровню интеллектуальных и творческих способностей человека, к его психофизическим характеристикам. Возникнет проблема безработных поневоле - людей, находящихся в активном возрасте, палитра способностей к труду которых, однако, не будет отвечать новым требованиям;
  • усилится проблема низкой, неадекватной вкладу в развитие общества, оплаты интеллектуального труда, неготовность представителей других социальных групп к повышению ее интеллектуалам. Проблема эта в целом уже сегодня имеет международный характер. Так, например, в США программист зарабатывает около 40 тыс. $ в год (для сравнения: таксист - 40 тыс., офицер полиции - от 33 до 47 тыс., инженер на авиакосмическом заводе - 60 тыс. $ в год)154;
  • станет актуальной уже существующая в ряде стран проблема "роботизации" человека, занятого информационным трудом.

Тотальная электронная слежка охватывает, например, в США около 2/3 из 12 млн. работающих у дисплеев. В итоге растут "технострессы", требования работников вернуться к персонифицированному контролю как "допускающему диалог", протесты против вторжения в "приватную область" трудовой жизни, множатся призывы американских профсоюзных деятелей и социологов доверять работникам, полагаться на их самодисциплину и самоконтроль в целях экономического и социального прогресса производства155:

  • усугубится проблема общества потребления. Появление информации в качестве потребительских благ приведет соответственно к качественным сдвигам и в потреблении, самом образе жизни. Особо важную роль, в принципе, начинают играть не просто материальные и духовные блага, а различные организационно-информационные факторы. Уровень и образ жизни становятся зависимыми не столько от количества продуктов питания, одежды, книг, сколько от уровня услуг, культуры, образования и т.д.

Стремительное нарастание уровня услуг может привести к тому, что значительное количество людей "потеряется" в этом море изобилия, включится в гонку за качеством услуг ради них самих. Может минимизироваться деятельностная и максимизироваться потребительская сторона образа жизни людей, что, в конечном итоге, может привести к деградации общества:

  • любые предприятия в плане конкуренции окажутся открытыми для всего мира. Способность к постоянной и непрерывной адаптации, во многом определяемая возможностями использования телекоммуникационных сетей, станет непременным условием успешного ведения бизнеса в условиях информатизации. Снимутся также временные и пространственные рамки в конкурентной борьбе;
  • исчезнут временные и пространственные барьеры в использовании рабочей силы. Не будет необходимости во многих случаях в физическом перемещении работников. Уже сегодня в мировой экономике существует практическая возможность круглосуточной работы не через найм новых работников, а путем перераспределения заданий среди имеющихся рабочих, находящихся в разных часовых поясах (современный вариант мирового разделения труда);
  • физические перемещения в целом будут заменены в той или иной мере информационными связями, т.е., образно говоря, произойдет замена перемещения людей движением сообщений.

Сегодня, по оценкам экспертов, около 90% всех транспортных перемещений людей связано с информационными целями. Рост "надомничества" резко уменьшит необходимое время присутствия людей на рабочих местах, в учебных заведениях, что потребует радикальной перестройки производственного и учебного процессов, значительного повышения культуры и сознательности людей, а также выработки нового контрольно-оценочного аппарата.

На рынке труда уже появилась совершенно новая категория рабочей силы - "электронные иммигранты" (electronic immigrants), чья трудовая деятельность полностью определяется наличием компьютеров с системой связи, возникли группы населения, которые при решении проблемы занятости ограничены только возможностями компьютерно-телекоммуникационных технологий. Такие же параметры, как пол, возраст, место жительства, стаж работы и т.д., которые традиционно используются социологией труда, для них не имеют значения. Подобные категории работников актуальны в таких странах как США, Германии, Франции и ряде других.

Развитие "электронной иммиграции" имеет потенциально позитивные последствия:

  • снижение уровня безработицы, что особенно актуально для удаленных районов, сельской местности, так называемых "закрытых городов" и т.д.;
  • возможность трудоустройства за счет "электронного надомничества" школьников, студентов, лиц с ограниченными физическими возможностями, людей с редкими профессиями и способностями, невостребованными определенной местностью, регионом или государством в целом;
  • уменьшение за счет сетевой занятости физической "утечки мозгов" за рубеж, что сохраняет сложившиеся родственные и другие социальные связи;

Вместе с тем это явление имеет и ряд негативных последствий, которые выражаются, на наш взгляд, в следующем:

  • в случае внешней "электронной иммиграции" в странах появляются специфические анклавы рабочей силы, контролируемые иностранными структурами. Также происходит размывание профессионально - трудовых национальных традиций, национальных школ и течений в науке и искусстве, ослабление национальных интеллектуальных и профессиональных контактов;
  • в случае внутренней "электронной иммиграции" ослабляются интеллектуальный и трудовой потенциал городов, регионов, региональные профессиональные и научные школы, происходит исчезновение ряда профессий после потери их социокультурного фона;
  • происходит усиление и углубление процессов интеллектуальной и профессиональной иммиграции, т.к. компьютерная техника усиливает, в принципе, любой социальный процесс вне зависимости от его содержания и направленности;
  • меняется соотношения сил на рынке труда из-за появления на нем менее квалифицированного и более дешевого труда лиц с ограниченными физическими возможностями;
  • становится возможным стихийное формирование виртуальных социальных групп по интересам, в том числе экономическим. Возможно образование частных экономических предприятий, реальны опасность их криминализации, трудность регулирования и контроля этих процессов со стороны общества и государства.

Для устранения этих негативных последствий насущно необходимыми и актуальными для общества мерами, на наш взгляд, могут стать:

  • разработка теоретико-методологических подходов к анализу новой складывающейся системы занятости и трудоустройства;
  • выработка новых критериев социально-профессиональной стратификации для условий информатизации общества;
  • формирование мнения социологов о необходимости актуализации методик социологических исследований проблем занятости, адаптированных для условий информатизацию общества;
  • разработка методик статистической оценки размера и структуры "электронной иммиграции", а также осуществление и популяризация итогов этого учета;
  • выработка механизмов регулирования процессов трудовой занятости, в том числе "электронной иммиграции".

При этом важно отметить, что при всей временной скромности для России количественных параметров "электронной иммиграции" (лишь порядка 5% россиян имеют сегодня дома компьютер, в том числе 1-2% с сетевым выходом), в этот поток уже сейчас очень активно вливаются самые качественные, наиболее активные профессиональные и интеллектуальные силы.

Разработка теоретико-методологических и методических подходов к изучению и решению проблемы занятости в целом в условиях информатизации должна существенно опережать развитие этих процессов в реальности.

И здесь на первый план выходит различие основных стимулов трудовой деятельности в доинформационном и информационном обществе.

Если в доинформационном периоде своего развития общество в качестве стимула к труду эффективно использовалось стремление человека к сытости, материальному комфорту, то при переходе к информационному обществу действие этих стимулов ослабевает, так как удовлетворение физиологических потребностей человека требует существенно менее значительных усилий.

На первый взгляд, может показаться утопией сама возможность наступления эпохи, в которую удовлетворение необходимых потребностей достигнет предельного уровня. Однако теоретически, по мнению специалистов, подобное положение вполне достижимо156. Стимулы повышения активности труда при этом переместятся из области материальной в область духовную.

В информационном обществе надо будет найти общественный усилитель слабо выраженных духовных стимулов деятельности человека, так как по своей природе культурно-духовные стимулы в сравнении с физиологическими существенно более слабы и не действуют автоматически157.

Стимулирующими деятельность человека усилителями, на наш взгляд, могут выступать: гарантии повышения общественного статуса, возможность получения элитного образования, общественная известность, а также специальная организация социально-экономического пространства:

  • создание в обществе интегральных творческих систем158, способных решить проблему любой сложности, первичные ячейки которых - демиургические карты - могут печататься в специальных газетах;
  • появление так называемых "информационных пулов" как фактора, способствующего формированию благоприятного для развития технологических инноваций социально-экономического климата.

Эффект "информационного пула" возникает, когда концентрация ярких индивидуальностей "на квадратную милю обеспеченной необходимой инфраструктурой площади" вновь создаваемого промышленного региона начинает заметно превышать "критический уровень"159. Возникающий при этом скачок интенсивности обмена знаниями, поддержанный благоприятными условиями для немедленной практической их реализации, ведет к резкому ускорению характерного для такого региона инновационного цикла "идея - технология - продукт".

Примером такого типа регионов, где социально-экономический эффект "информационного пула" устойчиво наблюдается уже не одно десятилетие, обычно называют Кремниевую долину в Калифорнии (США), научной базой которой является Станфордский университет.

В отечественной общественной практике подобную функцию выполняли и выполняют так называемые "академгородки".

Нерешенность проблемы стимулирования деятельности в постиндустриальном, информационном обществе в значительной степени породило формирование и развитие "общества потребления".

Данная проблема уже заявила о себе в развитых странах мира160. Например, преимущество японской модели экономики состоит в ее способности преодолеть своеобразный "демонстрационный эффект", который экономист Ф. Хирш определил как феномен "позиционной экономики", в которой важен не абсолютный уровень потребления, а относительный, в сравнении с другими членами общества, при этом неравенство из средства стимулирования производителя превращается в самоцель.

Понятно, что движение к равенству в японском обществе не есть всеобщая уравниловка. Иным становится сам способ самовыражения. Американец соревнуется в потреблении, японцы - в производстве. Возникает новое качество мотивации.

Труд как потребность в условиях информационного общества есть один из опорных элементов концепции постиндустриального общества И. Масуды, некоторые элементы которой уже реализуются на практике в Японии. Данная теория противопоставляет цикл развития общества индустриального типа: "материальные потребности - производство материальных благ - потребление - удовлетворение - развитие материальной производительной силы - материальные потребности" циклу развития общества постиндустриального типа: "потребности в достижении - производство информации - действие по достижению цели - удовлетворение - развитие информационной производительной силы - потребности в достижении".

Преодолеть опасность возникновения "общества потребления" помогут, на наш взгляд, следующие меры:

  • систематический в масштабах государства поиск и отбор людей, заинтересованных в самом процессе трудовой деятельности, творческой работы с дальнейшим созданием им благоприятных условий. Эта направление должно иметь для общества, государства приоритетный, стратегический характер;
  • формирование общественного мнения о необходимости трудовой деятельности и творчества, воспитание установки на это с детства;
  • создание гибкой, совершенной системы материального и морального стимулирования трудовой деятельности как таковой.

Требует решения также проблема деперсонализации, обезличенности знаний, помещенных в компьютерный информационный фонд. Обществу необходимо научиться управлять как тенденцией обесценивания творческого труда по созданию знаний, понижения социального статуса творца, создателя знаний, так и тенденцией повышения статуса пользователя знаниями, переоценки в какой-то мере его более рутинного и более доступного труда. Такая нивелировка способна понизить творческий потенциал общества, что будет иметь весьма негативные последствия для его развития.

Информатизация общества и решение порождаемых этим процессом социокультурных проблем могут осуществляться различными путями.

Так как путь централизованного управления процессом информатизации не может быть реально осуществлен из-за крайней сложности и глобального характера этого процесса, целесообразно рассмотреть два других варианта информатизации.

Стихийная самоорганизация процесса информатизации. Этот путь характерен для общественных процессов, связанных с изменением условий жизни и адаптацией общества к новым условиям. Такая адаптация требует организационных перестроек в обществе, затрагивающих его моральные и нравственные основы. Эти основы относятся к наиболее консервативным элементам общества, и их изменение воспринимается членами общества достаточно болезненно. Включение стихийных механизмов регуляции позволяет несколько сгладить остроту восприятия таких изменений, но делает процесс более длительным и, как правило, приводит к перерасходу ресурсов.

Направляемая информатизация. В этом случае саморазвитие процесса протекает в условиях действия системы ограничений и стимулов, определяющих границы существования процесса и желательные направления его развития. Это позволяет, сохраняя все преимущества самоорганизации и саморазвития процесса, сократить время его протекания и избежать при этом излишних затрат.

Считается, что развитые страны и регионы, первыми начавшие переход к информационному обществу, могут позволить себе первый путь решения возникающих при этом проблем, так как для них экономический фактор и проблема сбережения ресурсов особого значения не имеют.

На наш взгляд, стихийная информатизация вообще неприемлема, особенно для России, где, учитывая значимость культурно-духовной составляющей нашего развития, потеря моральных и нравственных основ категорически недопустима.

Необходимо отметить, что учеными продолжает анализироваться вопрос о реализуемости в принципе концепций информатизации общества161.

Существенного внимания, на наш взгляд, заслуживает концепция кибернетики постиндустриального общества. В.А. Герасименко, например, отмечает162, что задачами кибернетики постиндустриального общества являются подготовка и обеспечение неизмеримо большего по масштабам и значимого по влиянию на общество прогресса в сфере функционирования человеческой компоненты общества. Их решение требует существенно переосмыслить многие стереотипы.

Доказано, что синергетический эффект в решающей степени определяется размером системы, в рамках которой осуществляется оптимизация управления. При этом система - это совокупность не просто взаимодействующих, но и имеющих общую цель функционирования элементов. Наличие общей цели, которая определяется планами, - это основной признак системы. Следовательно, планирование - один из основных атрибутов постиндустриального общества. И здесь правомерно сделать сопутствующий вывод, что в концепции исключительно рыночной экономики имеют место принципиальные изъяны, ставящие под сомнение саму идею этой концепции.

Таблица швейцарского исследователя К. Хессига "Последствия информатизации в зеркале общественности"163 является хорошим примером системного подхода к анализу социальных последствий информатизации. В ней отражены результаты опроса жителей Швейцарии, мнение которых именно по этой проблеме можно считать весьма представительным, так как в их стране сложились практически все классические предпосылки информатизации, которая идет достаточно давно и успешно.

Итоги опроса представлены следующим образом:

Положительные последствия Отрицательные последствия
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
Свободное развитие индивида "Автоматизация" человека
Информационное общество Дегуманизация жизни
Социализация информации (1) Технократическое мышление
Коммуникативное общество Снижение культурного уровня (3)
Преодоление кризиса цивилизации (2) Лавина информации
Элитарное знание (поляризация) (4)
--------- Изоляция индивида (5)
ПОЛИТИКА
Расширение свобод Снижение свобод
Децентрализация Централизация
Выравнивание иерархии власти (6) Государство - "надзиратель" (7)
Расширенное участие в общественной жизни Расширение государственной бюрократии
--------- Усиление власти благодаря знаниям
--------- Усиление манипуляции людьми
ХОЗЯЙСТВО И ТРУД
Повышение продуктивности
Рационализация
Все возрастающая сложность жизни
Повышение компетентности (8)
Увеличение богатства
Обострение промышленного кризиса
Преодоление кризиса Концентрация
Экономия ресурсов Подверженность кризисам
Охрана окружающей среды Стандартизация
Децентрализация промышленности
Новая продукция
Массовая безработица
Новые требования к мобильности трудящихся
Улучшение качества Дегуманизация труда
Диверсификация продукции Стрессы
Новые профессии и квалификации (9) Деквалификация. Исчезновение многочисленных профессий.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Национальная независимость (10) Усиление взаимозависимости
Появляется шанс на развитие у стран "третьего мира" Технологическая зависимость.
Обострение отношений Юга- Запада.
Улучшение обороноспособности страны Уязвимость. Усиление опасности новой войны из-за обновления военных систем

Приведенная таблица Хессига требует некоторых комментариев:

  1. "Социализация информации" - возможность увеличения степени направленности информации на социальную сферу в смысле состава параметров. При этом имеется ввиду не только область непосредственного распределения, обмена и потребления жизненно необходимых благ и услуг, но и социальные аспекты материального производства, политических и духовных отношений, поскольку они способствуют формированию и раскрытию творческого потенциала человека.
  2. "Преодоление кризиса цивилизации" - создание предпосылок для разрешения глобального экологического кризиса, решение проблемы устойчивого развития цивилизации в целом164.
  3. "Снижение культурного уровня" - развитие информационной среды создает предпосылки для повышения культурного уровня (доступ по сетям к сокровищам библиотек, музеев и т.д.), однако автоматически это не происходит. Возможно резкое увеличение числа людей, являющихся механическими потребителями предоставляемой информации.
  4. "Элитарное знание" - опасность огромной поляризации знаний в обществе, возможном накоплении их преимущественно в узком, "верхнем" общественном слое - элите (политической, экономической и т.д.).
  5. "Изоляция индивида" - без общественного регулирования информатизация может привести к тому, что люди начнут общаться, как правило, опосредованно - через компьютер или только с компьютером. Незнание и, что еще хуже, отсутствие потребности знать своих коллег, соседей и родственников, общаться с ними - весьма опасное социальное явление.

Необходимо воспитывать, по выражению академика Д.С. Лихачева, "нравственную оседлость", чувство ответственности каждого человека за происходящее в мире, добиваясь четкого осознания взаимозависимости всех людей. Эта огромной важности задача ложится, на наш взгляд, прежде всего, на систему образования и средства массовой информации.

  1. "Выравнивание иерархии власти" в информатизируемом обществе должно происходить за счет реальной возможности вовлечения большего числа людей в политику, создания условий для повышения ими социального статуса.
  2. Государство - "надзиратель" - Левиафан как образ государства-монстра, "помноженный" на компьютерные технологии. При современных информационных технологиях возможен контроль, а затем и направление не только поведения, но и мыслей людей. В статье 5 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" персональные данные отнесены к категории конфиденциальной информации.

Если государство не будет создавать условия для воспитания интеллектуального человека, то получит массу легко управляемых и прогнозируемых по поведению и мыслям людей.

  1. "Повышение компетентности" и как альтернатива этому - "деквалификация". ЭВМ как средство нейтральна по отношению к человеку, она лишь предоставляет новые возможности для реализации конкретных жизненных целей.
  2. "Новые профессии и квалификации" и, с другой стороны, возможное исчезновение многочисленных профессий. Появление новых, более интеллектуальных профессий не должно исключать сохранение информации не только об исчезающих технологиях, но и о социальных структурах, обеспечивавших их реализацию (типе людей, их отношениях, менталитете). Утеря технологий создания таких мировых шедевров как египетские пирамиды, дамасская сталь, перегородчатая эмаль, невозможность их воссоздания в современных условиях в значительной степени связывают с социальными аспектами.
  3. "Национальная независимость" и, с другой стороны, "уязвимость". Уровень развития информатизации, интеллекта нации позволяет государствам выходить на позиции действительной национальной независимости.

Понятия "психологическая война", "нформационная война"165,"пси-оружие", "зомбирование" наполняются реальным содержанием. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического значения.

Национальная независимость диктует России необходимость государственного регулирования технологического сотрудничества с Западом, что отражено в государственной концепции информационной безопасности, ряде нормативных документов, например, в Указе Президента РФ "О мерах по соблюдению законности в области производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставлении услуг в области шифрования информации"166.

Концепция информационной безопасности является составной частью Концепции национальной безопасности РФ и представляет собой официально принятую систему взглядов на проблему информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Обеспечение информационной безопасности России требует неотлагательного решения следующих ключевых проблем167:

  • развития научно-практических основ информационной безопасности, отвечающей современной геополитической ситуации и условиям политического и социально-экономического развития Российской Федерации;
  • формирования законодательной и нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности, в том числе разработка реестра информационного ресурса, регламента информационного обмена для органов государственной власти и управления, предприятий, нормативного закрепления ответственности должностных лиц за соблюдение требований информационной безопасности;
  • разработки механизмов реализации прав граждан на информацию;
  • формирования системы информационной безопасности, обеспечивающей реализацию государственной политики в области информационной безопасности;
  • разработки современных методов и технических средств, обеспечивающих комплексное решение задач защиты информации;
  • разработки критериев и методов оценки эффективности систем и средств информационной безопасности и их сертификация;
  • исследований форм и способов цивилизованного воздействия государства на формирование общественного сознания;
  • комплексного исследования деятельности персонала информационных систем, в том числе методов повышения мотивации, морально-психологической устойчивости и социальной защищенности людей, работающих с секретной и конфиденциальной информацией.

Проблема информационной безопасности государств в условиях глобальной информатизации является особо актуальной в современных условиях.

Фактически сегодня уже созданы условия для информационной экспансии со стороны развитых стран и тем самым созданы политические, экономические и предпосылки для установления нового мирового порядка и упрочения лидирующего положения США.

Таким образом, мировое информационное развитие следует рассматривать как важный геополитический фактор, способный изменить отношения в мире. И, сегодня, и в обозримом будущем перед Россией будут стоять сложные задачи, непосредственно связанные с защитой национальных интересов, из которых первоочередными являются:

  • построение системы международных отношений в новых условиях информационной проницаемости государственных границ;
  • выработка рациональной государственной политики по отношению к мировым открытым сетям типа Интернет с позиций защиты национальных информационных ресурсов и информационной инфраструктуры;
  • выработка мер против использования новых информационных технологий в качестве информационного оружия, а также против угрозы информационного терроризма168.

Решение этих задач является важной предпосылкой укрепления национальной безопасности, проведения эффективной внешней политики России с учетом реального информационного доминирования одних стран над другими.

Государственная политика в области информатизации России получила новый импульс на рубеже 1993-1994 гг., особенно, после выхода Указа Президента РФ "Об основах государственной политики в сфере информатизации"169. Политика включает следующие основные направления: создание и развитие федеральных и региональных систем информатизации с обеспечением их совместимости в едином информационном пространстве страны; формирование и защиту информационных ресурсов как национального достояния; обеспечение интересов национальной безопасности и ряд других.

Дополнительный, в плане современных требований, импульс политика информатизации в целом, а также проблематика информационной безопасности, в частности, получили после разработки и утверждения Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, Концепции национальной безопасности РФ, а также Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене"170.

Учитывая приоритетность создания инфраструктуры рыночной экономики, эта проблема в программе информатизации России должна быть отнесена к первоочередным171. В соответствии с этим, приоритетными проектами информатизации России выступают:

  • информатизация банковских систем;
  • информатизация услуг в обеспечение развития рыночной экономики. Цель - обеспечение занятости населения путем создания комплексного банка данных о потребности в рабочей силе на различных государственных и коммерческих предприятиях различных регионов, банка заявок о потребности в трудоустройстве, банка данных по возможным путям переподготовки специалистов и др.;
  • информатизация в области социального обеспечения. Цель - совершенствование пенсионных расчетов в условиях непрерывной инфляции, индексации; учет материального положения малоимущего населения, автоматизация работы сбербанков и др.;
  • информатизация налоговой службы;
  • информатизация бирж;
  • информатизация отраслей промышленности, транспорта и топливно-энергетического комплекса;
  • информатизация в сфере правительственных управленческих услуг. Объекты информатизации - центральные, региональные, муниципальные и другие структуры. Цель - повышение оперативности и достоверности использования интегрального информационного ресурса страны, а также подготовка аналитических данных для принятия обоснованных управленческих решений с использованием возможностей многоцелевых ситуационных центров;
  • информатизация в области здравоохранения, экологии, в сфере предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях экологического, техногенного и природного характера. Цель - обеспечение государственной системы охраны здоровья человека, контроля за сложными экологическими процессами, а также обеспечение различных защитных мероприятий при возникновении чрезвычайной ситуации;
  • информатизация образования. Объекты информатизации - школы, высшие учебные заведения, институты и центры повышения квалификации и подготовки кадров. Цель - перевод всей системы образования на качественно новый уровень подготовки специалистов путем внедрения средств информатизации в учебные процессы, создание программ, классов и центров с применением телекоммуникационного обучения на расстоянии.

Оптимальным вариантом технологического развития России на начальном этапе следует, по мнению В.Б. Симоненко172, считать так называемую "военную" модель (с учетом американского опыта "подпитки" через рыночную модель) с перспективным выходом на модель Европейского сообщества. "Военная" модель, по его мнению, а также опыт США может быть полезен России, еще не до конца растерявшей накопленный позитив военных технологий. Перспективная же Евразийская модель базируется на сотрудничестве между правительствами и частными компаниями, представляя как бы вынесенную за национальные рамки "инновационную среду".

Сегодня в России идет процесс разрушения складывавшихся предпосылок информатизации, соответствующих классическому подходу к информатизации общества, что диктует поиск альтернативных вариантов развития процесса информатизации России.

Необходимы неординарные решения, позволяющие преодолеть технологическое отставание России от передовых в этом отношении стран мира, так, например, заимствование передовой информационной технологии с одновременным обеспечением информационной безопасности России; четкое определение образующих черт социальных преобразований будущего; использование в качестве основополагающего принципа информационного комфорта личности.

Важно в процессе развития информатизации, например, сформировать отношение к "виртуальной реальности" не как к идеалистическому объекту, который в принципе не должен попадать в поле зрения управленческих структур общества, а как к особому объекту управления, являющемуся своего рода индикатором нереализованных в реальности желаний, настроений, мечтаний. Для российского менталитета тонкий и оперативный учет этой "виртуальной" культурно-духовной составляющей жизни личности, видимо, имеет особое значение.

Необходим активный поиск конструктивных решений социальных проблем информатизации на основе симбиоза "левополушарных" и "правополушарных" механизмов коммуникации. В мире господствует западный, рассчитанный на рациональное восприятие вариант информатизации. Россия же - "правополушарный" регион и грамотный учет этого обстоятельства может позволить стране резко увеличить темпы и качество информатизации, своим путем догнать передовые в информационном отношении страны.

Введение
РАЗДЕЛ 1.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
РАЗДЕЛ 2.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
РАЗДЕЛ 3.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Соколова И.В.
Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи.
Последняя редакция 1999 г.
© Соколова И.В.
назад следующая
Hosted by uCoz