Под социальными последствиями информатизации нами понимаются реальные и прогнозируемые изменения в обществе, происходящие под влиянием информатизации. В этой главе мы рассмотрим прогнозы ученых и специалистов, а также реальные изменения, связанные с развитием процессов информатизации общества. Изменения социальной структуры под влиянием информатизации, по мнению ряда специалистов150, будут иметь следующий характер:
Для тех же, кто не захочет или не сможет интеллектуально трудиться, предполагается труд в сфере информационных услуг, которые в сумме с интеллектуальным сектором, как уже ранее отмечалось, в информационном обществе должны составлять более 50% в структуре занятости, или же труд в сфере аграрно-промышленного производства.
Лица с ограниченными физическими возможностями, в частности люди старшего возраста, смогут даже после ухода на пенсию продолжать работать, так как повысится планка работоспособного возраста - очевидно, что тело стареет раньше мозга. Состав рабочей силы в целом может существенно измениться из-за появления большого числа информационных работников с минимумом подготовки за счет сохранения в составе рабочей силы лиц пенсионного возраста и инвалидов151.
На одном из самых высоких мест в иерархии ценностей (наряду с инновацией, оригинальностью) в информационном обществе оказывается автономия личности, что традиционному обществу вообще не свойственно. Там личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи элементом в строго определенной системе корпоративных связей. Если человек не включен в какую-либо корпорацию, он не личность. В техногенной цивилизации возникает особый тип автономии личности: человек может менять свои корпоративные связи, поскольку он жестко к ним не привязан, он может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми, погружаться в разные социальные общности, в разные культурные традиции152. Как нами уже отмечалось, при работе в сетях (Интернет и др.) виртуальные социальные группы формируются исключительно по интересам, при этом пол, возраст и т.д. не только неизвестны, но и, как правило, неопределимы. Современная наука и техническое творчество втягивают в орбиту человеческой деятельности принципиально новые типы объектов, освоение которых требует новых стратегий. Речь идет об объектах, представляющих собой саморазвивающиеся системы, характеризующиеся синергетическими эффектами. Их развитие всегда сопровождается прохождением системы через особые состояния неустойчивости (точки бифуркации), и в эти моменты небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур, новых уровней организации системы, которые воздействуют на уже сложившиеся уровни и трансформируют их. Развертывание процессов информатизации порождает свою специфику трудовой деятельности и решения проблемы занятости с соответствующими социальными последствиями различных вариантов этого решения. Это, в свою очередь, влечет за собой новые проблемы их статистического и социологического изучения. Специфика трудовой деятельности в информатизируемом мире, активно изучаемая сегодня специалистами153, будет заключаться, в частности, в следующем:
Тотальная электронная слежка охватывает, например, в США около 2/3 из 12 млн. работающих у дисплеев. В итоге растут "технострессы", требования работников вернуться к персонифицированному контролю как "допускающему диалог", протесты против вторжения в "приватную область" трудовой жизни, множатся призывы американских профсоюзных деятелей и социологов доверять работникам, полагаться на их самодисциплину и самоконтроль в целях экономического и социального прогресса производства155:
Стремительное нарастание уровня услуг может привести к тому, что значительное количество людей "потеряется" в этом море изобилия, включится в гонку за качеством услуг ради них самих. Может минимизироваться деятельностная и максимизироваться потребительская сторона образа жизни людей, что, в конечном итоге, может привести к деградации общества:
Сегодня, по оценкам экспертов, около 90% всех транспортных перемещений людей связано с информационными целями. Рост "надомничества" резко уменьшит необходимое время присутствия людей на рабочих местах, в учебных заведениях, что потребует радикальной перестройки производственного и учебного процессов, значительного повышения культуры и сознательности людей, а также выработки нового контрольно-оценочного аппарата. На рынке труда уже появилась совершенно новая категория рабочей силы - "электронные иммигранты" (electronic immigrants), чья трудовая деятельность полностью определяется наличием компьютеров с системой связи, возникли группы населения, которые при решении проблемы занятости ограничены только возможностями компьютерно-телекоммуникационных технологий. Такие же параметры, как пол, возраст, место жительства, стаж работы и т.д., которые традиционно используются социологией труда, для них не имеют значения. Подобные категории работников актуальны в таких странах как США, Германии, Франции и ряде других. Развитие "электронной иммиграции" имеет потенциально позитивные последствия:
Вместе с тем это явление имеет и ряд негативных последствий, которые выражаются, на наш взгляд, в следующем:
Для устранения этих негативных последствий насущно необходимыми и актуальными для общества мерами, на наш взгляд, могут стать:
При этом важно отметить, что при всей временной скромности для России количественных параметров "электронной иммиграции" (лишь порядка 5% россиян имеют сегодня дома компьютер, в том числе 1-2% с сетевым выходом), в этот поток уже сейчас очень активно вливаются самые качественные, наиболее активные профессиональные и интеллектуальные силы. Разработка теоретико-методологических и методических подходов к изучению и решению проблемы занятости в целом в условиях информатизации должна существенно опережать развитие этих процессов в реальности. И здесь на первый план выходит различие основных стимулов трудовой деятельности в доинформационном и информационном обществе. Если в доинформационном периоде своего развития общество в качестве стимула к труду эффективно использовалось стремление человека к сытости, материальному комфорту, то при переходе к информационному обществу действие этих стимулов ослабевает, так как удовлетворение физиологических потребностей человека требует существенно менее значительных усилий. На первый взгляд, может показаться утопией сама возможность наступления эпохи, в которую удовлетворение необходимых потребностей достигнет предельного уровня. Однако теоретически, по мнению специалистов, подобное положение вполне достижимо156. Стимулы повышения активности труда при этом переместятся из области материальной в область духовную. В информационном обществе надо будет найти общественный усилитель слабо выраженных духовных стимулов деятельности человека, так как по своей природе культурно-духовные стимулы в сравнении с физиологическими существенно более слабы и не действуют автоматически157. Стимулирующими деятельность человека усилителями, на наш взгляд, могут выступать: гарантии повышения общественного статуса, возможность получения элитного образования, общественная известность, а также специальная организация социально-экономического пространства:
Эффект "информационного пула" возникает, когда концентрация ярких индивидуальностей "на квадратную милю обеспеченной необходимой инфраструктурой площади" вновь создаваемого промышленного региона начинает заметно превышать "критический уровень"159. Возникающий при этом скачок интенсивности обмена знаниями, поддержанный благоприятными условиями для немедленной практической их реализации, ведет к резкому ускорению характерного для такого региона инновационного цикла "идея - технология - продукт". Примером такого типа регионов, где социально-экономический эффект "информационного пула" устойчиво наблюдается уже не одно десятилетие, обычно называют Кремниевую долину в Калифорнии (США), научной базой которой является Станфордский университет. В отечественной общественной практике подобную функцию выполняли и выполняют так называемые "академгородки". Нерешенность проблемы стимулирования деятельности в постиндустриальном, информационном обществе в значительной степени породило формирование и развитие "общества потребления". Данная проблема уже заявила о себе в развитых странах мира160. Например, преимущество японской модели экономики состоит в ее способности преодолеть своеобразный "демонстрационный эффект", который экономист Ф. Хирш определил как феномен "позиционной экономики", в которой важен не абсолютный уровень потребления, а относительный, в сравнении с другими членами общества, при этом неравенство из средства стимулирования производителя превращается в самоцель. Понятно, что движение к равенству в японском обществе не есть всеобщая уравниловка. Иным становится сам способ самовыражения. Американец соревнуется в потреблении, японцы - в производстве. Возникает новое качество мотивации. Труд как потребность в условиях информационного общества есть один из опорных элементов концепции постиндустриального общества И. Масуды, некоторые элементы которой уже реализуются на практике в Японии. Данная теория противопоставляет цикл развития общества индустриального типа: "материальные потребности - производство материальных благ - потребление - удовлетворение - развитие материальной производительной силы - материальные потребности" циклу развития общества постиндустриального типа: "потребности в достижении - производство информации - действие по достижению цели - удовлетворение - развитие информационной производительной силы - потребности в достижении". Преодолеть опасность возникновения "общества потребления" помогут, на наш взгляд, следующие меры:
Требует решения также проблема деперсонализации, обезличенности знаний, помещенных в компьютерный информационный фонд. Обществу необходимо научиться управлять как тенденцией обесценивания творческого труда по созданию знаний, понижения социального статуса творца, создателя знаний, так и тенденцией повышения статуса пользователя знаниями, переоценки в какой-то мере его более рутинного и более доступного труда. Такая нивелировка способна понизить творческий потенциал общества, что будет иметь весьма негативные последствия для его развития. Информатизация общества и решение порождаемых этим процессом социокультурных проблем могут осуществляться различными путями. Так как путь централизованного управления процессом информатизации не может быть реально осуществлен из-за крайней сложности и глобального характера этого процесса, целесообразно рассмотреть два других варианта информатизации. Стихийная самоорганизация процесса информатизации. Этот путь характерен для общественных процессов, связанных с изменением условий жизни и адаптацией общества к новым условиям. Такая адаптация требует организационных перестроек в обществе, затрагивающих его моральные и нравственные основы. Эти основы относятся к наиболее консервативным элементам общества, и их изменение воспринимается членами общества достаточно болезненно. Включение стихийных механизмов регуляции позволяет несколько сгладить остроту восприятия таких изменений, но делает процесс более длительным и, как правило, приводит к перерасходу ресурсов. Направляемая информатизация. В этом случае саморазвитие процесса протекает в условиях действия системы ограничений и стимулов, определяющих границы существования процесса и желательные направления его развития. Это позволяет, сохраняя все преимущества самоорганизации и саморазвития процесса, сократить время его протекания и избежать при этом излишних затрат. Считается, что развитые страны и регионы, первыми начавшие переход к информационному обществу, могут позволить себе первый путь решения возникающих при этом проблем, так как для них экономический фактор и проблема сбережения ресурсов особого значения не имеют. На наш взгляд, стихийная информатизация вообще неприемлема, особенно для России, где, учитывая значимость культурно-духовной составляющей нашего развития, потеря моральных и нравственных основ категорически недопустима. Необходимо отметить, что учеными продолжает анализироваться вопрос о реализуемости в принципе концепций информатизации общества161. Существенного внимания, на наш взгляд, заслуживает концепция кибернетики постиндустриального общества. В.А. Герасименко, например, отмечает162, что задачами кибернетики постиндустриального общества являются подготовка и обеспечение неизмеримо большего по масштабам и значимого по влиянию на общество прогресса в сфере функционирования человеческой компоненты общества. Их решение требует существенно переосмыслить многие стереотипы. Доказано, что синергетический эффект в решающей степени определяется размером системы, в рамках которой осуществляется оптимизация управления. При этом система - это совокупность не просто взаимодействующих, но и имеющих общую цель функционирования элементов. Наличие общей цели, которая определяется планами, - это основной признак системы. Следовательно, планирование - один из основных атрибутов постиндустриального общества. И здесь правомерно сделать сопутствующий вывод, что в концепции исключительно рыночной экономики имеют место принципиальные изъяны, ставящие под сомнение саму идею этой концепции. Таблица швейцарского исследователя К. Хессига "Последствия информатизации в зеркале общественности"163 является хорошим примером системного подхода к анализу социальных последствий информатизации. В ней отражены результаты опроса жителей Швейцарии, мнение которых именно по этой проблеме можно считать весьма представительным, так как в их стране сложились практически все классические предпосылки информатизации, которая идет достаточно давно и успешно. Итоги опроса представлены следующим образом:
Приведенная таблица Хессига требует некоторых комментариев:
Необходимо воспитывать, по выражению академика Д.С. Лихачева, "нравственную оседлость", чувство ответственности каждого человека за происходящее в мире, добиваясь четкого осознания взаимозависимости всех людей. Эта огромной важности задача ложится, на наш взгляд, прежде всего, на систему образования и средства массовой информации.
Если государство не будет создавать условия для воспитания интеллектуального человека, то получит массу легко управляемых и прогнозируемых по поведению и мыслям людей.
Понятия "психологическая война", "нформационная война"165,"пси-оружие", "зомбирование" наполняются реальным содержанием. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического значения. Национальная независимость диктует России необходимость государственного регулирования технологического сотрудничества с Западом, что отражено в государственной концепции информационной безопасности, ряде нормативных документов, например, в Указе Президента РФ "О мерах по соблюдению законности в области производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставлении услуг в области шифрования информации"166. Концепция информационной безопасности является составной частью Концепции национальной безопасности РФ и представляет собой официально принятую систему взглядов на проблему информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Обеспечение информационной безопасности России требует неотлагательного решения следующих ключевых проблем167:
Проблема информационной безопасности государств в условиях глобальной информатизации является особо актуальной в современных условиях. Фактически сегодня уже созданы условия для информационной экспансии со стороны развитых стран и тем самым созданы политические, экономические и предпосылки для установления нового мирового порядка и упрочения лидирующего положения США. Таким образом, мировое информационное развитие следует рассматривать как важный геополитический фактор, способный изменить отношения в мире. И, сегодня, и в обозримом будущем перед Россией будут стоять сложные задачи, непосредственно связанные с защитой национальных интересов, из которых первоочередными являются:
Решение этих задач является важной предпосылкой укрепления национальной безопасности, проведения эффективной внешней политики России с учетом реального информационного доминирования одних стран над другими. Государственная политика в области информатизации России получила новый импульс на рубеже 1993-1994 гг., особенно, после выхода Указа Президента РФ "Об основах государственной политики в сфере информатизации"169. Политика включает следующие основные направления: создание и развитие федеральных и региональных систем информатизации с обеспечением их совместимости в едином информационном пространстве страны; формирование и защиту информационных ресурсов как национального достояния; обеспечение интересов национальной безопасности и ряд других. Дополнительный, в плане современных требований, импульс политика информатизации в целом, а также проблематика информационной безопасности, в частности, получили после разработки и утверждения Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, Концепции национальной безопасности РФ, а также Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене"170. Учитывая приоритетность создания инфраструктуры рыночной экономики, эта проблема в программе информатизации России должна быть отнесена к первоочередным171. В соответствии с этим, приоритетными проектами информатизации России выступают:
Оптимальным вариантом технологического развития России на начальном этапе следует, по мнению В.Б. Симоненко172, считать так называемую "военную" модель (с учетом американского опыта "подпитки" через рыночную модель) с перспективным выходом на модель Европейского сообщества. "Военная" модель, по его мнению, а также опыт США может быть полезен России, еще не до конца растерявшей накопленный позитив военных технологий. Перспективная же Евразийская модель базируется на сотрудничестве между правительствами и частными компаниями, представляя как бы вынесенную за национальные рамки "инновационную среду". Сегодня в России идет процесс разрушения складывавшихся предпосылок информатизации, соответствующих классическому подходу к информатизации общества, что диктует поиск альтернативных вариантов развития процесса информатизации России. Необходимы неординарные решения, позволяющие преодолеть технологическое отставание России от передовых в этом отношении стран мира, так, например, заимствование передовой информационной технологии с одновременным обеспечением информационной безопасности России; четкое определение образующих черт социальных преобразований будущего; использование в качестве основополагающего принципа информационного комфорта личности. Важно в процессе развития информатизации, например, сформировать отношение к "виртуальной реальности" не как к идеалистическому объекту, который в принципе не должен попадать в поле зрения управленческих структур общества, а как к особому объекту управления, являющемуся своего рода индикатором нереализованных в реальности желаний, настроений, мечтаний. Для российского менталитета тонкий и оперативный учет этой "виртуальной" культурно-духовной составляющей жизни личности, видимо, имеет особое значение. Необходим активный поиск конструктивных решений социальных проблем информатизации на основе симбиоза "левополушарных" и "правополушарных" механизмов коммуникации. В мире господствует западный, рассчитанный на рациональное восприятие вариант информатизации. Россия же - "правополушарный" регион и грамотный учет этого обстоятельства может позволить стране резко увеличить темпы и качество информатизации, своим путем догнать передовые в информационном отношении страны. |
|
Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи. Последняя редакция 1999 г. © Соколова И.В. |
назад следующая |