РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ: МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА И ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ

Глава 2. Социологический анализ процессов информатизации российского общества

Одним и первых социологических исследований проблем информатизации России было исследование, проведенное в феврале 1989 года на учредительном съезде Всесоюзного общества информатики и вычислительной техники. Анкетирование позволило получить устойчивые оценки по большому кругу проблем121. В частности, анкета содержала вопрос о времени, к которому возможно достижение полной информатизации страны. Характерно, что в ряде анкет было справедливо указано на некорректность такой формулировки. Респонденты отмечали, что нельзя вести речь ни о полной, ни о частичной информатизации. По их мнению, это постоянно меняющийся процесс, в ходе развития которого по-разному ставятся цели, задачи и оцениваются результаты. В целом же были сделаны такие прогнозы (%):

  • канун XXI века - 4;
  • первое десятилетие XXI века - 15;
  • второе десятилетие XXI века - 28;
  • третье десятилетие XXI века - 21.

Таким образом, большинство из сделавших прогноз развития информатизации в стране были склонны отнести полную ее информатизацию на отдаленную перспективу - второе или третье десятилетие грядущего века.

Социальной структуре современного российского общества, с точки зрения информационного аспекта, уровню готовности к информатизации различных социальных групп был посвящен целый ряд социологических исследований, проведенных в России за последние пять лет:

  1. Опрос, проведенный в Свердловской области в сентябре 1994 года среди двух категорий населения - 200 взрослых и 200 школьников в возрасте 12-13 лет показал, что:
    • 86,6% взрослых свердловчан считают семейный компьютер необходимым вообще и 62,1% - непосредственно в их семье. Среди детей эти показатели соответственно выглядели следующим образом - 78,3% и 73,1%. При этом процент желающих использовать ПК для развлечений и игр, естественно, значительно выше122.
  2. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (август 1995)123:
    • домашний персональный компьютер в России имеют лишь 2% опрошенных, среди которых большинство составляют предприниматели. Примечательно, что этот процент не вырос с 1993 года;
    • цветной телевизор имеют 69% опрошенных по сравнению с 72% в 1993 году;
    • видеомагнитофон есть у 16% опрошенных по сравнению с 5% в 1993 году;
    • видеокамеры имеют 1,6% опрошенных по сравнению с 0,2% в 1993 году.

Ничего не имеют из перечисленных благ чаще всего неквалифицированные рабочие и работники, занятые в сельском хозяйстве.

Рост количества видеомагнитофонов отражает тенденцию роста пассивного времяпрепровождения - просмотра, как правило, западной видеопродукции.

Необходимо отметить для сравнения, что в США домашний персональный компьютер имели в этом же году 37% семей. Прогнозируется, что через четыре-пять лет эта цифра возрастет до 50%. Компьютеры с накопителем на CD-ROM составили в 1993 - 1994 гг. уже 37% от всего объема продаж домашних компьютеров, против 19% в 1991 году. За тот же период количество компьютеров со звуковыми картами, купленных для домашнего пользования, в возросло с 4 до 19% 124.

  1. Исследование "социализации" портативных компьютеров, проведенное в 1994 году, показало, что в основном покупатели ноутбуков в столице (около 80%) - это москвичи. Среди них большинство составляют инженеры (в том числе программисты) - 38%, бизнесмены - 28%, экономисты, бухгалтеры, банковские служащие -15%, по 5% приходится на врачей и руководителей госпредприятий, юристы составляют 3%, по 1,5% остается на психологов, переводчиков, дизайнеров и журналистов. По статистике 71% владельцев ноутбуков используют их как основной рабочий компьютер и только 29% - как дополнительную машину во время поездок и переговоров. Среди покупателей отсутствуют те, кому портативный компьютер нужен только в качестве удобного варианта пишущей машинки. Почти половина пользователей работает с текстовыми, графическими редакторами и с электронными таблицами, более 35% устанавливает на свои машины БД и около 15% - системы бухгалтерского учета и разнообразные программы для статистических расчетов125.
  2. Любопытен, на наш взгляд, опрос женщин, проведенный российскими психологами в 1997 году126. Женщинам в возрасте от 18 до 65 лет был задан вопрос: "Чему должны научиться дети в семье?" Ответы распределились следующим образом: уважению к людям - ответили 56%, уверенности в себе - 55%, самоуважению - 51%, хорошим манерам - 43%, моральным устоям - 32%, различным играм - 8%, освоить компьютер - 3%, все перечисленное - 11%.

Семья как когнитивная ячейка общества или, по образному выражению О. Тоффлера, как "компьютерный коттедж" респондентами практически не рассматривается.

  1. Примечательны, на наш взгляд, результаты социологического анализа информатизации одной из бывших республик СССР - Эстонии.

"Тигровым прыжком" прозван проводящийся в Эстонии курс на всеобщую компьютеризацию. В республике задействовано уже 170.000 персональных компьютеров, что на 70.000 больше, чем их было еще год назад. На 100 жителей страны приходится 7 персональных компьютеров, или один компьютер на 14 человек. Кстати, по этому показателю Эстония находится на одном уровне с Италией и Испанией127.

Темпы и содержание информатизации напрямую зависят от социальных условий, реальной обстановки, в которой она происходит, т. е. от состояния всех сфер жизни общества по отношению к информатизации в соотношении ее предпосылками (см. разд.I, стр. 26-33).

Техносфера. Сейчас в России процесс информатизации вступает в 3-ю фазу своего развития.

1-я фаза - начало 70-х годов - появление вычислительных средств, позволяющих вести автоматизированную обработку символьной информации ("Минск-32", далее ЕС-ЭВМ). На этом этапе создавались АСУ воздушным и ж/д транспортом, энергосистемами, оборонным комплексом128.

2-я фаза - 1983 год, когда была разработана общегосударственная программа по развитию средств вычислительной техники и АСУ до 2000 года (реакция на "вызов" Японии, заявившей о начале разработки машин пятого поколения). В 1989 году программа была продлена до 2005 года и уточнена в связи с необходимостью отражения в ней средств персональной информатики.

1993 год - начало 3-ей фазы. Необходимость создания после распада СССР концепции информатизации РФ. Техническая база информатизации существенно ослабла из-за принадлежности ныне ряда оборонных предприятий-производителей вычислительной техники Украине и другим странам СНГ.

В России существенная для информатизации техническая предпосылка - уровень телефонизации - весьма невысок. По состоянию на 1993 год Россия по уровню оснащения телефонами занимает 33 место в мире и 21 в Европе. По оценкам экспертов, в России работают около 12 млн. ПЭВМ, по прогнозам их количество к концу века приблизится к 27-30 млн. В США, для сравнения, уже работают более 50 млн. ПЭВМ.

Рассматривая технический аспект условий информатизации в России, отметим, что в стране в принципе накоплен достаточно мощный потенциал, который при разумной конверсии позволяет решить технический аспект проблемы информатизации.

В качестве обнадеживающих тенденций можно отметить: сближение по качеству, несмотря на проблему соотношения качество/цена, так называемых "красной" и "желтой" сборок компьютеров, тот факт, что сегодня уже каждый второй проданный в России персональный компьютер собран на ее территории, а также попытку начать мелкосерийное производство суперкомпьютера "Эльбрус - 3 - 1".

Политическая сфера. При анализе политических условий информатизации в России важно отметить, что идущий во всем мире процесс становления и развития информационного общества носит объективный характер и не может не затрагивать "извне" и нашу страну.

Однако слабые успехи демократизации нашего общества приводят к отсутствию серьезного социального заказа "изнутри" на совершенствование информационной среды.

Неглубокие корни демократии как нормы политической жизни, явно недостаточны темпы демократизации общества, отсутствие политической стабильности продолжает сдерживать приток в Россию иностранных инвестиций, часть из которых могла бы быть направлена на информатизацию.

Экономическая сфера. В стране продолжается экономический кризис. Процесс демонополизации экономики развивается по схеме, весьма далекой от идеального варианта, рассмотренного нами в разделе 1. Стихийный процесс конверсии не позволяет использовать потребности и возможности военно-промышленного комплекса для информатизации.

Объемы выделяемых и необходимых для информатизации финансовых средств разнятся более чем на три порядка (для примера, стоимость одного супер-компьютера составляет около 15-20 млн. $). Реальные финансовые средства для информатизации сегодня имеются в регионах, именно поэтому сегодня наиболее развит региональный вариант информатизации.

Проблема телефонизации будет решаться преимущественно за счет систем космической связи (введение системы "Экспресс", имеющей в 3-4 раза большую, чем у ныне действующей системы "Горизонт", пропускную способность, совместная эксплуатация военных спутников и т.д.).

Культурно-духовная сфера. Ситуация в этой сфере может быть описана, на наш взгляд, следующим образом:

  • информация не занимает высоких позиций в системе человеческих ценностей. Новое информационное сознание находится в стадии становления (интеллект человека в лучшем случае располагается на одном ценностном уровне с его материальным достатком);
  • не задействован высокий культурно-духовный потенциал общества;
  • не высока степень мотивационной готовности населения к использованию новых информационных технологий. По данным социологов общая готовность россиян к внедрению новых информационных технологий характерна для 72,7%, практическая же готовность - лишь для 57,2%129;
  • компьютерная грамотность россиян не соответствует требуемому для обеспечения высоких темпов информатизации уровню, не говоря уж об информационной культуре;
  • к сожалению, конкурентоспособность отечественных научных разработок падает, в России примерно в 2,5 раза меньше студентов, чем в США, уровень информированности отечественного ученого в 100 раз ниже, чем у его американского коллеги130.

Реальный ход информатизации в каждой стране имеет свою специфику, в России этот процесс сопряжен с рядом социальных проблем и последствий, в том числе и негативных.

Информационные ресурсы. Проблема "утечки мозгов" из России.

Существенно уменьшает информационные ресурсы как национальное богатство России постоянная "утечка мозгов" из страны. По данным МВД России, в 1992 году эмигрировало 4576, а в 1993 году - 5876 работников науки и образования. Наиболее "выездной" возраст, по оценкам, 31-45 лет. По данным экспертных оценок Независимого института социального анализа, в 1995 году 4,5 тыс. ученых покинули Россию. Таким образом, размер внешней эмиграции примерно постоянен.

По прогнозам Комиссии Совета Европы по образованию, убытки России от этого процесса могут достигнуть 50-60 млрд. $ в год. По методике ООН уже подсчитано, что потери России от "утечки умов" ежегодно составляют 60-70 млрд. $ в год.

Как показывают многочисленные социологические исследования, более 80% отечественных ученых в принципе хотели бы уехать за рубеж и уедут, как только представится подходящая возможность. Значительная часть научной молодежи России уже практически живет за рубежом, формально числясь сотрудниками российских НИИ. "Внутренняя" утечка умов еще основательнее: в 1995 г. из оставшихся ученых одна треть ушла в коммерцию, в целом же, на одного эмигрирующего ученого приходится 9 коллег, покидающих науку ради успеха в бизнесе или политике131.

По прогнозам к 2013 году такой социальной группы как ученые в России вообще может не оказаться. В условиях кризисного состояния культуры как социальной системы наиболее беспокоит дефицит интеллигенции, ее отток за рубеж132.

Структура информационных ресурсов. Здесь, по-прежнему, господствует технократический подход, сводящий понятие "социальная информация" к информации о жизнедеятельности общества в целом или отдельных его сфер (политической, экономической и т.д.). Именно поэтому наибольшее развитие на современной технической основе получают базы управленческой, деловой, учетно-статистической, финансовой и коммерческой информации.

Социальная информация, отражающая многообразные общественные процессы через призму жизни и деятельности отдельных социальных групп, а также отдельных регионов, практически отсутствует.

По-прежнему, в верхние этажи управления из регионов страны поступает информация не о выходе ключевых параметров социального управления за нормативные пороги, а практически полный поток параметров низкого уровня обобщения.

Социальная информация продолжает не пользоваться спросом уже потому, что она по-прежнему исключена на уровне принятия стратегических политических и экономических решений, а господствующий информационный механизм действует в режиме фильтрации, устраняя целые классы явлений социальной среды133.

Важно отметить, что существует как объективные, так и субъективные причины нескладывания системы социальной информации. Объективными причинами могут быть названы: трудность определения состава и иерархии ключевых управленческих параметров, а также их нормативных порогов (предельно-критических величин показателей134), отсутствие достаточных финансовых средств и программно-технического компьютерного обеспечения. К субъективным причинам относятся, по-видимому, и недостаточный уровень образования, и несформированное по поводу необходимости научных основ социального управления общественное мнение.

Расположение баз данных по территории России. Из 3229 учтенных баз данных (БД) почти 65% находятся в Москве. Существуют большие территории, практически не охваченные информатизацией. В Москве расположено 74% БД научно-технической информации, 84% - справочной, финансовой и учетно-статистической информации, 87% - управленческой информации, 92,6% - коммерческой информации. Продолжающийся процесс концентрирования в столице БД общего применения ограничивает доступ к национальному информационному ресурсу. Эти трудности могут компенсироваться, в принципе, разнообразием созданных на его основе продуктов и услуг и, прежде всего, использованием телекоммуникационных сетей, способных обеспечить удаленный доступ к нему "всех желающих", однако практически они доступны только пользователям с высокими платежными способностями.

Явно неудовлетворительная защита данных персонального характера. Особенно это касается информации о доходах и недвижимости, что приводит на практике к множеству криминальных последствий. Информационная безопасность личности является сегодня преимущественно теоретическим понятием.

Автоматизация баз данных. Отсутствие финансирования перевода с бумажного на современные типы носителей национально значимых фондов библиотек делает их уже сегодня "виртуальными". Очевидно, что к моменту появления такого финансирования и наступления очереди на автоматизацию большинство важнейших информационных ресурсов России просто перестанет существовать. Отсутствие сетевого доступа к информационным ресурсам (в частности, на примере Российской государственной библиотеки) делает неэффективным или практически невозможным научный международный обмен. Для России в целом решение проблемы электронизации национальных библиотек, различных БД явится существенным вкладом в активизацию информационных ресурсов страны.

В 1994 году Комитетом при Президенте РФ по политике информатизации был создан Национальный доклад "Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития"135. В 1998 году подготовлен следующий по данному направлению Национальный доклад "Информационные ресурсы России"136.

Самый крупный автоматизированный информационный ресурс России сосредоточен в ВИНИТИ. В общем объеме информационных ресурсов России наибольшую часть составляет научно-техническая информация, но по мере развития рыночных отношений все активнее генерируются и распространяются БД коммерческой, деловой, правовой информации.

По данным Миннауки РФ ежегодный прирост информационных массивов составляет 11-12%, реализуется лишь 3-4%. Причиной подобной практики является, в значительной степени, отсутствие хорошо организованного информационного рынка.

Для потребителей информации важно иметь справочно-навигационную службу в мире информационных товаров и услуг. Эту задачу решает НТЦ "Информрегистр" создавая электронный каталог отечественных баз и банков данных, в котором к настоящему времени находится более 10 тыс. сведений о БД и их владельцах.

В России насчитывается до 30 тыс. БД, содержащих сотни гигабайт информации. Однако, баз данных, доступных для широкого круга пользователей, насчитывается лишь около 3 тыс.

По данным мониторинга российских БД, проводимого НТЦ "Информрегистр", падение количества БД, создаваемых в целях более или менее широкого использования, отмечавшееся в 1993-1994 гг., примерно с осени 1995 г. прекратилось, а с 1997 г. наблюдается их медленный рост.

Качество БД, в частности, достоверность содержащейся в них информации, во многом определяется оперативностью их актуализации. Однако, 15% БД обновляются ежегодно, примерно 11% - ежеквартально, 13% - ежемесячно, около 7% - ежедневно. Окупить созданные базы данных возможно лишь при многократном тиражировании и многоаспектном использовании, так как стоимость создания и ведения, например, документальной базы данных в расчете на один документ лежит в пределах 40-200 $.

Лидером подготовки БД, доступных на мировом рынке, являются США (более 5 тыс. БД в год). К странам, в которых подготавливается более 100 БД в год, относятся Россия, Великобритания (641), Канада (480), Австралия (182), Франция (288), Германия (342), Япония (153). БД, доступные на мировом рынке, представлены на 29 языках мира.

По состоянию на 1995 год в мире существует 1131 БД, действующих в режиме on-line, из них 99% БД принадлежит США и лишь 32 БД(0,03%) - странам третьего мира, что ярко свидетельствует о монополизации науки.

Создание в России фактографических баз социальных данных.

Трудности создания таких баз, в том числе единой базы данных о населении, связаны в основном с отсутствием необходимого количества супер - ЭВМ, надежных сетей связи, а также с явно недостаточным финансированием этого направления и социальной сферы в целом.

Некоторые эксперты относятся скептически к созданию единой базы данных о населении в России, так как, по их мнению, такие базы данных в больших странах нереальны. В США, например, централизованного реестра нет, хотя каждый гражданин имеет номер. Реестры есть только в небольших странах: Швеции, Дании, Финляндии. Самый большой реестр - в Голландии (на 15 млн. человек).

Однако работа над созданием местных баз данных в России уже идет: в Татарии, Санкт - Петербурге и Московской области.

Самая большая база в России в Пенсионном фонде. Данные собраны уже на 36,3 млн. человек, практически половину работающих. Раз в квартал данные обновляются. Эксперты считают, что, сколько бы ни стоило создание единой базы данных о населении, затраты окупятся: во-первых, из-за экономии средств за счет организации адресной помощи, во-вторых, за счет повышения сбора налогов. В Башкирии, например, где такая система уже готова, сборы возросли в 5 раз.

Доступ к данным планируется организовать следующим образом. Одни файлы (паспортные данные, образование, ближайшие родственники) будут открытыми. Другие (доходы, недвижимость, состояние здоровья) - закрытыми.

Только использование всего спектра ЭВМ от персональных до супер, развитых средств телекоммуникации, а также современное программное обеспечение даст практическую возможность коллективного использования информационных ресурсов внутри страны и активного международного информационного обмена.

Представляется важным разработка национальной программы сохранения и развития информационных ресурсов России, а также приоритетное ее финансирование как государством, так и негосударственными инвесторами.

Интернет в системе массовых коммуникаций: социальные аспекты.

По данным NUA Internet Surveys, на сентябрь 1998 г. в мире насчитывается 147 млн. пользователей, причем наибольшее количество пользователей в США - 79 млн. (30% населения страны), Японии - 12 млн. (9,6 %), Великобритании - 7,2 млн. (12,8%). Лидерами в относительном к населению страны измерении являются Исландия (45%), Финляндия (35%) и Норвегия (32,5%).

По экспертным оценкам, к 2000 году общее число пользователей превысит миллиард, а Интернет станет основным инструментом в бизнесе и обучении. Прогнозируется также, что к 2002 году перспектив роста у Интернет уже не будет, потому что все люди на земном шаре будут иметь к ней прямой доступ.

В аналитических публикациях отмечается, что Европейское сообщество должно признать тот факт, что в ближайшие десятилетия Интернет будет играть ключевую роль в экономическом развитии Европы. Считается, что наступил критический момент в эволюции Интернета в сторону электронной коммерции. Должны последовать срочные эффективные меры и соответствующее бюджетное регулирование с целью обеспечения сокращения отставания Европы от США в развитии и применении Интернет137.

В условиях стремительного и во многом противоречивого развития глобальной сети, наиболее важным представляется рассмотрение социальных особенностей развития сети Интернет в России.

Российский Общественный Центр Интернет-Технологий (РОЦИТ)138 в сводном отчете по итогам мониторинга с июня 1996 по июнь 1997 года "Российский сектор Интернет" привел следующие данные:

Количество информационных ресурсов. Число именованных информационных ресурсов на русском языке (собственно Web-сайтов и отдельных крупных информационных разделов) составляет около 6000, их число по сравнению с августом 1996 года увеличилось примерно в 9 раз.

Количество пользователей. Услугами Интернета пользовалось около 600 тысяч россиян, при этом ежегодно их количество увеличивается примерно в два раза (в настоящее время услугами сети пользуется немногим более 1% россиян). Первый же российский WWW-сервер появился в начале 1996 года, в 1997 году их насчитывается 1300 из 30000 Web-серверов в мире в целом.

Качественный состав пользователей. Спектр пользователей по оценкам провайдеров выглядел следующим образом:

  • 20% - частные лица, работающие вне компьютерного сектора;
  • 25% - руководители различного ранга, включая служащих государственных учреждений;
  • 10% - деятели культуры, искусства;
  • 10% - студенты и учащаяся молодежь.

Остальные пользователи преимущественно могли быть отнесены к миру науки и сектору компьютерных технологий.

В августе прошлого года до 75% пользователей Интернет были жителями Москвы, 85% - жили в больших городах. Уже к январю 1997 года доля жителей больших городов снизилась существенно - до 75%, а Москвы - примерно до 60%. По переписи населения русскоязычной части Интернет (сентябрь 1998 г.), проведенной агентством ИнфоАрт, доля Москвы упала до 44%139, т. е. наметилась явная тенденция по распространению Интернет в малых городах и в сельской местности.

Пользователи Российской части WWW. Оценочный анализ источников запросов к Российской части Всемирной информационной паутины таков: 50% (СНГ, Россия), 30% (США), 20% (остальные страны).

Современный российский пользователь сети Интернет выглядит следующим образом140:

  • возраст 22-24 года (60 %);
  • имеет высшее образование (50 % - 1997 г., 54,7% - 1998 г.)
  • работает на частном предприятии;
  • как правило, это мужчина (87 % - 1997 г., 85,3% - 1998 г.);
  • у 35% пользователей есть дети;
  • среди пользователей (22% - 1997 г., 15% - 1998 г. - руководители; 15% - 1997 г., 40% - 1998 г. - служащие; 18% - 1998 г. - студенты);
  • к обеспеченным людям себя относят примерно 40 %;
  • область профессиональных интересов почти 60% пользователей в той или иной мере связана с информационными технологиями, наукой и образованием.

Для сравнения приведем некоторые данные о пользователях Интернет в США:

  • средний возраст 36 лет;
  • как уже было отмечено, Интернет используют 79 млн. американцев (30 % населения страны);
  • пользователи Интернета тратят в среднем 6,6 час в неделю на работу в сети, причем две трети из них пользуются ресурсами сети ежедневно, ранее это время использовалось, в основном, на просмотр телепередач;
  • средний годовой доход пользователей сети 62000 $141.

Наибольшее доверие вызывают данные агентства Gallup Media, т.к. это агентство, являясь социологическим, использовало в качестве метода сбора информации телефонный опрос, основанный на случайной выборке. Агентство ИнфоАрт использует для получения информации результаты добровольной переписи русскоязычного населения, РОЦИТ - клиентские списки провайдеров.

Процесс медиатизации может считаться успешным в плане его социальных последствий, если в сети Интернет адекватно представлена вся социальная структура, в информационно-обменных процессах участвуют представители всех основных социальных групп и слоев общества. Однако в российском секторе Интернет в настоящее время доминирующее положение, по данных практически всех агентств и служб, занимают руководители (15-30%), служащие (30-50%), и студенты (18-20%), явно недостаточно представлены женщины, а также практически отсутствуют представители рабочих и пенсионеры. Такая ситуация усугубляет через информационное неравенство интеллектуальную поляризацию общества, способствует росту социальной напряженности.

Рассматривая перспективы развития российского сектора глобальной сети Интернет, нельзя не учитывать такие параметры как количество русскоязычных пользователей сети в мире, а также размер страны. Учитывая потенциал русскоязычной аудитории (в мире, по оценкам специалистов, насчитывается около 300 млн. человек, свободно владеющих русским языком), географические масштабы страны, настоятельно требующие применения новых коммуникационных технологий, можно прогнозировать стремительные темпы роста российских серверов Интернета.

Специфические особенности информатизации России в целом порождают целый ряд проблем и в развитии Интернета.

Одна из главных проблем - техническая. Неразвитая телекоммуникационная сеть является следствием сложной ситуации в экономике страны, невозможностью обеспечить необходимый уровень капиталовложений в развитие сети. В то время как многие страны при передаче информации уже давно перешли на использование волоконно-оптических кабелей или спутниковых каналов, в России основной физической средой передачи данных остается телефонный кабель, качество и скорость передачи данных по которому оставляют желать лучшего.

Социально - экономическая проблема заключается в том, что стоимость услуг Интернета в России ощутимо выше, чем на Западе. Так, например, в России стоимость сеансового доступа в Интернет по коммутируемым линиям составляет 2,5 - 3,5 $ в час, а в США за 20$ в месяц можно пользоваться Интернетом круглые сутки.

Социальные проблемы и последствия. Важно отметить, что судьба сегодняшнего, в основном, молодого российского пользователя сети Интернет - это судьба интеллектуального будущего России. Отсутствие национальной программы, направленной на поддержку и вовлечение этой части нации в социально-ориентированную деятельность на благо России, чревато в будущем опасными социальными последствиями.

Социальные последствия развития сети Интернет, наиболее часто прогнозируемые исследователями, средствами массовой информации, могут быть представлены следующей таблицей:

Положительные последствия Отрицательные последствия
  1. Упрощение социальных коммуникаций
  1. Тотальный контроль государства над личностью
  1. Возможность получения работы и образования в международном масштабе
  1. Возможность опасной по последствиям информационной войны
  1. Осуществление всемирной "скорой помощи" при чрезвычайных ситуациях
  1. Создание "всемирного правительства"
  1. Экономический подъем
  1. Обвальная "утечка умов" (особенно программистов) в более развитые страны

К отрицательным сторонам Интернета относятся также уязвимость высоко информатизированного общества перед хакерами-террористами, а также претензии некоторых государств, в частности США, установить жесткую цензуру на информацию и услуги, получаемые по сети Интернет.

Проблема развития социальных связей в сети Интернет активно обсуждается в научных публикациях, средствах массовой информации. Достаточно часто можно встретить утверждения, что Интернет - организация с добровольным участием, где высшая власть принадлежит собранию представителей "народа", называемому ISOC (Internet Society), в котором есть Совет Старейшин. Тем не менее, как нами уже было отмечено ранее, реальная власть в сети Интернет совершенно очевидно принадлежит "американскому народу" и непонимание этого, а также эйфория, связанная с несомненными почти безграничными техническими возможностями Интернета, достаточно опасны как в плане национальной безопасности России в целом, так и в плане возможности осуществления социокультурного варианта российской информатизации.

На наш взгляд, исходя из вышеизложенного, насущно необходимо систематическое проведение социологических исследований в рамках национальной программы исследований социальных аспектов развития сетевых технологий в России.

Проводимые социологические исследования обязательно должны носить мониторинговый и, одновременно, маркетинговый характер. Первое требование связано с высокими темпами развития российского сектора Интернет и необходимостью оперативного анализа и реакции на социальные последствия этого процесса. Второе - актуальной для России необходимостью получения средств на продолжение социологических исследований.

3. Проблемы формирования информационной среды.

По мнению представительного ряда специалистов, проблема гуманизации информации об обществе нуждается во всесторонней разработке142. К числу слабоизученных вопросов могут быть отнесены:

  • отсутствие научно обоснованных показателей и стандартов гуманитарной информатизации;
  • неразвитость потребности у специалистов технического, естественнонаучного профиля в гуманитарной информатизации, гуманизации их деятельности, засилье "технократизма";
  • слабая экономическая и моральная стимуляция гуманизации технической и естественной информации;
  • аморфность статистической информации по гуманитарным аспектам техники, технологии, естественных процессов;
  • неразвитость информационных технологий формирования и движения гуманитарной информации в целом, в частности - в сфере техники, технологий, промышленного, сельскохозяйственного производства и т.д.
  • несистематизированность информации в таких сугубо гуманитарных сферах, как: образование, здравоохранение, социальная работа, правоохранение, нравственность, религия и т.п., засилье "ведомственности" в формировании информации в данных сферах.

4.Изменение образа жизни.

Рассмотрим новые возможности, предоставляемые информатизацией, для совершенствования ряда составляющих современного образа жизни (общественно-политической, бытовой, социально-культурной и досуговой деятельности), а также практику их реального использования.

Общественно-политическая деятельность. Новая глубина придается этой стороне образа жизни за счет использования интерактивного телевидения (телевидения с обратной связью). Добавление к обычному телевизору передающего устройства с пультом обратной связи позволяет зрителю реагировать на вопросы ведущих телепрограмм, принимать участие в анкетированиях, голосованиях и т.д. Активно развивается также рынок заказного цифрового телевидения на экране компьютера на базе новых сетевых возможностей.

Теоретические и прикладные исследования политического экстремизма, его различных форм, существенно углубились в связи с учетом и использованием современных информационных технологий.

Новые информационно-аналитические технологии позволили совершенствовать также методику политического консультирования в России143.

Бытовая деятельность. Бытовые компьютеры в принципе имеют более ограниченные возможности по сравнению с профессиональными (по ресурсам памяти, набору внешних устройств и др.). Однако сегодня, согласно мировым стандартам, бытовой (домашний) компьютер представляет собой машину, оснащенную микрофоном, проигрывателем CD-ROM, стереодинамиками, имеющую сетевой выход и т.д.

Бытовые компьютеры предназначены для массового использования в домашних условиях при решении вычислительных, обучающих, информационно-справочных, игровых и других задач. Важными областями применения бытовых компьютеров также являются: обеспечение информационных потребностей людей (доступ к различным базам данных и знаний, общение с владельцами других ЭВМ по сетям и др.) и автоматическое управление домашним хозяйством (управление микроклиматом, освещенностью, расходом электроэнергии и отопительной системой, бытовой техникой, обеспечение безопасности жилища и др.).

В настоящее время одной из актуальных проблем становится проблема подготовки родителей и детей к появлению в их доме компьютерной техники. Неинформированность большинства населения о возможных негативных последствиях использования компьютеров в домашних условиях может вызвать, и уже часто вызывает, следующие проблемы: резкое ухудшение успеваемости и здоровья подростков, ослабление семейных связей, ухудшение атмосферы в семье, обеднение и ослабление уровня социализации семей и т.д.

Важно, на наш взгляд, через средства массовой информации формировать общественное мнение о необходимости развития информационной культуры в быту. Информация о специфике применения компьютера в семье должна быть доступна, в том числе и в качестве сопроводительной инструкции при покупке компьютера, что, в широком смысле, является осуществлением прав покупателя. Очевидно, необходимо и государственные научно-исследовательские программы по данной проблеме.

Социально-культурная деятельность. Информатизация социально-культурной сферы нами рассматривается как необходимое диалектическое единство процессов ее интеллектуализации, медиатизации и компьютеризации.

На наш взгляд, большое значение в развитии системы социальной защиты имеет информатизация профсоюзной деятельности. Координация работы профсоюзов России немыслима без создания единого информационного поля членских организаций. В структуре ФНПР создан Информационно-аналитический центр, которому поручено координировать всю деятельность своих организаций. Отделом по международным связям предприняты шаги по созданию компьютерного банка данных по актуальным проблемам профсоюзного движения. Ведется работа по включению в международные компьютерные сети - прежде всего в ГЕОНЕТ и ГЛАСНЕТ. Профсоюзы России в настоящее время расширяют свои связи с международным профсоюзным движением в целях обмена идеями, информацией и опытом.

Мировой и российский опыт информатизации социальной сферы свидетельствует об успехах в решении проблем адаптации лиц с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде.

Во многих странах мира для слепых и слабовидящих людей широко применяются специальные синтезаторы, позволяющие осуществлять голосовой ввод информации; практически полностью потерявшие подвижность могут осуществлять работу на компьютере, ввод информации в него движением глаз при помощи специальных шлемов. Показательна в этом смысле новая операционная система Windows 95, где впервые в мире предусмотрены возможности настройки экрана и клавиатуры для плохо видящих и людей с дефектами конечностей. Сеть Интернет в принципе предоставляет дополнительную возможность трудоустройства лиц с ограниченными физическими возможностями, что особенно важно для тех, кто имеет высшее образование.

Реабилитация инвалидов предполагает создание систем и методов адаптации инвалидов к новым формам высокотехнологичной деятельности в сфере обучения и производства с использованием компьютеров и робототехники. Так, например, Институт новых технологий успешно внедряет рабочие станции для слепых программистов.

В России создана также специальная программа по компьютерной технике, адаптированной для лиц, имеющих различные физические отклонения. Например, в Москве разработана и успешно применяется компьютерная методика для лечения косоглазия у детей, что очень важно, так как в каждой тридцатой семье ребенок страдает этим заболеванием. Существуют специальные компьютерные залы, а также центры подготовки специалистов из числа людей с ограниченными физическими возможностями.

Очевидно, необходима разработка программ занятости с использованием компьютеров на дому для людей, не имеющих возможности перемещаться на работу. Реализация таких программ позволит обществу не потерять деятельностный, образовательный и интеллектуальный потенциал людей, а также снизит связанную с этим социальную напряженность.

В сложных условиях информатизации основной "удар" в области практической компьютерной работы приняли на себя молодые женщины. В социально-экономическом отношении также очень важна практическая реализация имеющегося нормативного положения о доплате лицам, постоянно использующим в своей работе компьютерную технику. Одним из вариантов обеспечения возможности адаптации в условиях информатизации различных социальных групп, в частности, женщин является подключения возможностей так называемого "третьего сектора" к решению проблем занятости за счет систематизации разрозненных сегодня в этом секторе информационных потоков.

Информатизация способствовала возникновению и развитию феномена так называемых "виртуальных семей" - экстерриториальных, гомосексуальных, неполных. И это уже не столько "продукты распада" семейных устоев, сколько стабильные формы симуляции, в основе которых - выдвижение на передний план коммуникации эмоций144. "Предельный случай" виртуальной семьи можно видеть в союзе "2 + TV (PC)", когда эмоции, получаемые в коммуникации с телевизионными или компьютерными образами, компенсируют отсутствие одного из классических партнеров - отца (мужа), матери (жены), ребенка. "Предельный случай" виртуальной сексуальности существует в среде киберпанков и может быть определен формулой: "Эго + PC".

Рассмотрев варианты современной компьютеризации и медиатизации социально-культурной сферы необходимо более подробно остановиться на самом значимом процессе - интеллектуализации.

Появление технологии мультимедиа приводит к созданию не только новых рабочих мест, но и особых возможностей для изменения культуры бытового, производственного (учебного) и экономического поведения. Гипертекст как обучающее средство сегодня начинает активно использоваться в учебном процессе, внося свой вклад в совершенствование индивидуализации обучения.

Развитие мультимедийных технологий отразилось не только на науке и игре, но и на искусстве. Так, например, выполненный в технологии мультимедиа CD-ROM "Сокровища России", посвященный русскому искусству Х - начала ХХ веков, содержит карты Российского государства в динамике его развития и так называемую "временную линию", позволяющие вести анализ развития русского искусства во времени и пространстве.

К сожалению, предоставляемые новыми информационными технологиями возможности для интеллектуального и культурно-духовного развития личности реализуются весьма неудовлетворительно.

По достаточно жестким, но разделяемым нами оценкам, наша сегодняшняя компьютерная действительность такова - усредненный член российского компьютерного сообщества изъясняется языком, на 50% состоящим из искаженных производных от английского техносленга, а его жизненный стиль активно вписывается в стандарты массовой культуры. Как результат, практически полная остановка собственного развития - вся деятельность в сфере информационных технологий, по сути, сводится к локализации - программ, техники, идей. Редкие исключения, к сожалению, погоды не делают.

Российская компьютерная молодежь превратилась в набор типажей, которых философ Хайдеггер метко назвал "дасманы", т.е. усредненных людей массовой культуры, хорошо подверженных внушению. Такое явление вполне закономерно и является следствием определенных обстоятельств.

По данным ЮНЕСКО, в 1982 г. молодежь нашей страны занимала второе место в мире по коэффициенту интеллектуализации молодежи, к началу 90-х годов - уже 42-е, в настоящее время данная статистика недоступна. Школьники не справляются с тестами, созданными 10-15 лет назад в расчете на среднего ученика.

Вестернизация, американизация русского языка, видимо, происходит по ряду причинам, в том числе, следующим145: практически все программные продукты (за небольшим исключением) имеют англоязычную программу установки; практически ни одна программа, имеющая возможность поиска, не переключает автоматически клавиатуру на ввод кириллицы; в значительном числе программ присутствуют англоязычные элементы интерфейса.

Специальные исследования направлений и динамики развития так называемого русского новояза постоянно проводятся фирмой ComTek International146. Результаты вызывают большую тревогу так, например, русскими словами пользователи считают (в скобках - количество Web-страниц): вебмастер (на 24), копирайт (на 25), постмастер (на 56), сайт (на 179), и эксклюзив (на 179).

В результате значительного падения в целом уровня социализации современной молодежи на повестку дня вышла проблема ресоциализации личности в условиях информатизации, значение решения которой для интеллектуального развития общества, видимо, не требует обоснований.

Досуговая деятельность. Информатизация представляет богатые возможности для реализации различных досуговых интересов147.

В мире уже достаточно давно фиксируется четкая тенденция развития "инфоразвлечений"148, становления, как иногда определяется специалистами, цивилизации избыточного досуга.

Как известно, развлекательные информационные средства делятся на воспроизводящие средства и интерактивные средства. За одно десятилетие были созданы 4 поколения интерактивных средств. Компактные диски знаменуют развитие пятого поколения. Первые три поколения интерактивных средств объединяют постоянно усложняющиеся версии видеоигр. В четвертом поколении были объединены видеоигры и бытовые компьютеры при одновременном расширении ассортимента развлечений за счет включения логических игр, музыкальных и художественных интерактивных программ. В настоящее время можно выделить компьютерную мультипликацию. Оптические диски, предлагающие игроку возможность альтернативного выбора решений, являются примером продукции пятого поколения.

В мире активно покупаются системы, обеспечивающие воспроизведение полнометражного фильма в режиме CD - Interactive на большом телевизионном экране.

Проблеме маркетинга досуга через сеть Интернет посвящают свои исследования, в частности, ученые Великобритании149.

Как уже отмечалось, по прогнозам ряда специалистов к 2000 году число пользователей в мире достигнет 1 млрд. и количество купленных персональных компьютеров превысит число купленных телевизоров, таким образом, домашний компьютер, вместе с разнообразными on-line - службами, текстовыми и аудиовизуальными новостями, видеоиграми в перспективе поглотит интерактивное телевидение.

Введение
РАЗДЕЛ 1.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
РАЗДЕЛ 2.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
РАЗДЕЛ 3.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Соколова И.В.
Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи.
Последняя редакция 1999 г.
© Соколова И.В.
назад следующая
Hosted by uCoz